Натурбан. Сани и трассы. Соревнования и экипировка. Особенности
В нашей стране распространены и пользуются популярностью многие виды зимнего спорта, в томи числе экстремального: сноубординг, горные лыжи, альпинизм. Но о такой дисциплине, как натурбан, известно далеко не каждому россиянину. Между тем, это очень интересный и захватывающий спорт, имеющий свою историю и свои особенности.
Что такое натурбан
Дисциплина относится к санному спорту, а ее название переводится с немецкого как «натуральные трассы». Представляет собой скоростной спуск по ледовой горке на специальных санях. Победа достается тому, кто первым пересекает финишную черту.
Название «натурбан» говорит само за себя — для проведения соревнований не строят специальных трасс, а используют природный рельеф. Обычно это горные склоны достаточной крутизны. Чтобы должным образом подготовить серпантин, достаточно поставить оградительные борта и залить склон водой, чтобы он обледенел. Обычно спортсмены состязаются один на один, но имеют место и заезды экипажей-двоек. Каждому участнику предоставляется две попытки, по результатам которых и выявляют победителя.
Натурбан признается сложной спортивной дисциплиной, ведь трасса имеет немалую протяженность и несколько сложных поворотов. В обычном санном спорте гонщик выполняет спуск на большой скорости, но движется только прямо. по ровному склону. В натурбане же старт производится из положения сидя: спортсмен отталкивается от стартовой рампы и делает несколько сильных ударов руками, напоминающих гребки, чтобы разогнать свои сани. Набрав необходимую скорость, он переходит в режим управления ими, для чего использует руки и ноги, а также наклоняет корпус в нужную сторону.
Гонщику необходимо обладать очень хорошей координацией движений, ведь при малейшей ошибке его может вынести на обочину. Чтобы скорректировать траекторию движения своих саней, спортсмен нажимает ногами на изгиб полоза и применяет управляющий трос, зафиксированный на краях полозьев. Ускорение, которое приобретают санки на спуске, достигает 90 км/ч.
Историческая справка
Никого, пожалуй, не удивит, что своими корнями натурбан уходит в Швейцарию. Коренные жители издавна ездили на санках из одной горной деревни в другую. Постепенно это стало своего рода состязанием — кто быстрее доедет до другой деревни. Трассами выступали дороги в горах. Сегодня серпантин для заездов, безусловно, оборудуют дополнительно, но данью традиции прошлого остается то, что их делают максимально приближенными к обычным дорогам — широкими и с наличием виражей.
Как вид спорта он сформировался к 1964 г. А через 6 лет стали проводиться чемпионаты Европы. Сегодня они тоже проходят, по четным годам. По нечетным с 1979 г проводятся чемпионаты мира. С 1992 г. каждый год имеет место Кубок мира, проходящий в 6 этапов.
К числу олимпийских дисциплина пока еще не причислена, но уже получила признание в европейских странах. Болельщики с удовольствием приходят на состязания, заезды транслируют по телевидению и такие передачи имеют немалые рейтинги.
Трасса и сани для натурбана
Требования к двум этим главным составляющим соревнований установлены международными правилами. Так, по протяженности трасса может варьировать от 0,7 до 1,2 км, а в ширину должна иметь не меньше 3 м. Существуют короткие трассы — всего по 400 м, на которых проводятся заезды с разрешения Международной Федерации, например, при слишком теплой погоде. Средний уклон склона должен составлять не больше 13%, а на отдельных отрезках следования — не больше 25%. На маршруте обязательно должны присутствовать повороты вправо и влево радиусом не меньше 7 м, крутой вираж, прямой участок и комбинация кривых.
Ограждением трассы выступают дощатые или пластиковые борта. А сам спуск заливают водой, превращая в ледяную горку. Правилами не запрещено использовать искусственный снег для оборудования спуска, но тенденция последних лет (теплая погода даже в зимнее время) затрудняет соревнования даже в этом случае. Ведь даже искусственный снег не тает только на морозе.
Процесс подготовки склона заключается в следующем. Сначала на дорогу накладывается снежная кашица. Ей необходимо как следует промерзнуть. Затем накладывается следующий слой и поливается водой. Таких слоев может быть несколько. Самым верхним становится лед, ведь именно он необходим для выполнения спуска. Его толщина составляет 15-20 см, и это не случайно: гонщик управляет санями при помощи шипованной обуви, за счет чего ледяное покрытие постепенно стирается. А поэтому и делается определенный запас.
Больше всего профессиональных трасс имеется в Италии и Австрии.
Сани для натурбана имеют следующую конструкцию:
- Сидение в виде чаши.
- 2 неразъемные стойки.
- Пара полозьев.
- 2 направляющие шины.
Мягкое сиденье в среде гонщиков называют гамаком. В нем размещается спортсмен и управляет санками при помощи рук и ног. Полозья делают из металлопластика, в отличие от санного спорта, где лезвия производят цельнометаллическими. Разница в материалах изготовления связана с разной заточки полозьев. К полозьям прикрепляются рейки, защищающие от ударов на виражах, а с каждого бока устанавливаются отбойники, которые отходят от острых полозьев на 5 см. Они необходимы для того, чтобы уберечь пальцы гонщика, которые при тряске или ударах могут попасть под полоз. Натурбан имеет в своей истории случаи, когда пальцы просто отрезало. Но и сегодня возможны серьезные травмы, особенно у начинающих гонщиков.
Но самая существенная особенность саней — это наличие рулевого троса. Он представляет собой уздечку, крепящуюся к полозьям спереди. С ее помощью, одновременно изменяя положение корпуса, гонщик меняет траекторию движения своих санок. Спортсмен тянет за трос, приподнимая один из деревянных рогов саней, и это обеспечивает движение по правильному полукругу.
Одиночные сани должны весить не более 14 кг, а двойки — не более 20 кг.
Экипировка спортсмена
Ничего особенного в форме одежды гонщиков нет. Это обтягивающий костюм для занятий сноубордингом или лыжным спортом, специальная шипованная обувь, и качественные перчатки для защиты рук при необходимости экстренного торможения. Главной характеристикой одежды выступает ее водонепроницаемость, а также способность удерживать тепло. Перчатки для натурбана также имеют шипы, расположенные на внешней стороне ладони и на пальцах. На ноги спортсмены надевают специальные чулки, именуемые калипсо.
Натурбан — это экстремальный спорт, поэтому перед выполнением спуска спортсмен обязательно надевает защитный шлем и очки. Они такие же, что используются в горнолыжном спорте. Для начинающих спортсменов предусмотрены также щитки для голеностопа, ведь именно голеностоп чаще всего получает повреждения при ударах.
Сегодня натурбан получил наибольшее распространение и популярность в Германии и Австрии, а также в отдельных районах Италии. Там организуются состязания между клубами, дружеские турниры и профессиональные заезды. В Германии функционирует большое количество саночных клубов, поскольку здесь это исторически народная дисциплина. В России сани тоже играют большую роль в национальной культуре, но у нас это больше забава, нежели спорт. Лишь в отдельных регионах проводятся состязания.
Похожие темы:
- Тобогган. Виды и трассы. Устройство и применение. Особенности
- Бобслей. Сани и трасса. Экипировка и особенности
- Скелетон. Сани и трасса. Правила и соревнования. Особенности
- Ски-кросс. Трассы и соревнования. Особенности и техника. Экипировка
- Слоупстайл. Соревнования и трасса. Базовые элементы и особенности
- Скоростной спуск. Трассы и скорость. Экипировка и особенности
- Карвинг на лыжах. Катание и лыжи. Начинающим и особенности
- Фрирайд на лыжах. Виды и техника катания. Снаряжение и особенности
- Слалом. Виды и соревнования. Трассы и спортсмены. Особенности