Слалом. Виды и соревнования. Трассы и спортсмены. Особенности

Слалом. Виды и соревнования. Трассы и спортсмены. Особенности

Слалом – это вид спорта, предполагающий скоростной спуск по извилистой трассе. Этот термин норвежского происхождения и переводится дословно «след на склоне». Точная дата возникновения термина не установлена, но в горах Норвегии имеется наскальный рисунок, изображающий этот спорт, возраст которого около 7 тыс. лет.

Соревнования по слалому привлекают болельщиков зрелищностью и экстримом. Для спортсменов же — это покорение новых вершин и установление рекордов техники спуска. Эта дисциплина подразумевает не только лыжный спуск, но также водный, воздушный, автомобильный, спуск на роликах и сноуборде.

История становления и развития

Первые экстремальные спуски стали проводиться в 1750-х гг в Скандинавии, склоны гор которой лучше всего предназначены для подобного развлечения. А небольшая растительность и естественные преграды делали катание еще более интересным. Однако снаряжение спортсменов тогда было примитивным, лыжные палки и вовсе отсутствовали — вместо них использовали разные приспособления. Поэтому и техника выполнения спуска существенно отличалась от современной. Из подобной импровизации и зародился слалом.

Первые соревнования лыжников были организованы норвежцами в 1767 г. Для них выбрали непростую трассу: лесной склон с зарослями кустарника. А заезды непосредственно слаломистов прошли в 1879 г. в Норвегии, на горе Губси, вблизи современного Осло.

И все же родиной дисциплины считается Австрия. В 1896 г австрийский лыжник сам сконструировал лыжи и ботинки с креплениями. С помощью этого снаряжения он спустился по склону большой протяженности без остановок и продемонстрировал при этом новую технику. Впоследствии его схемы были взяты за основу.

Первые состязания по горнолыжному слалому стали проводиться в Альпах с 1905 г. Для победы необходимо было пройти большее число виражей на конкретном участке. Склоны гор специальным образом чистили, оборудовали столбиками и искусственными преградами, обозначающими повороты.

В 1931 г. состоялся первый Чемпионат мира по слалому. А с 1936 г. дисциплина вошла в Олимпийскую программу. Сегодня в Играх состязаются как мужчины-горнолыжники, так и женщины.

Лыжный спуск

Slalom na lyzhakh

Это направление распространилось в горных государствах — Швейцарии, Австрии, Франции, Италии. Оно имеет несколько разновидностей, отличающихся между собой типом спуска и числом препятствий.

  • Классический. Используется склон протяженностью 450 м и перепадом в 150 м. (для мужчин). Эти параметры позволяют равномерно увеличивать скорость и делают соревнования безопасными для жизни и здоровья спортсменов. Для женщин оборудуют трассу длиной 400 м с перепадом в 130 м. Одновременно соревнуется 15 спортсменов с одинаковой квалификацией. Группа преодолевает два маршрута с различным образом установленными флажками, обозначающими точки поворотов. Расставляются еще и древки на определенном расстоянии друг от друга. Эти конструкции имеют названия ворот. Ворота требуется проезжать, используя зрелищные маневры. На каждую трассу слаломист затрачивает определенное время. Затем судьи складывают минуты и начисляют баллы. Оценивается также и техника.
  • Горный слалом-гигант подразумевает больший угол наклона спуска и большую протяженность трассы. Перепад между стартом и финишем — 250 м., а длина дистанции – 1 км. Трасса также имеет 2 маршрута, но преграды и ворота размещаются реже. Зато имеется множество препятствий из кочек и бугров. Это делает спуск труднее, но при этом не позволяет спортсменам разгоняться сильнее, чем до 65 км/ч и, как следствие, предупреждает получение серьезных травм.
  • Слалом-супергигант сочетает в себе классический спуск на лыжах и элементы слалома-гиганта. Причем совместились самые сложные их черты: большое число преград на маршруте, высокие скорости и большая протяженность спуска — порядка 3 км. Это направление признается самым сложным, оно под силу лишь профессионалам с высоким уровнем физической подготовки и отработанной техникой.
Требования к трассе

Для оборудования спусков применяются естественные горные склоны, на которых устанавливаются искусственные препятствия. Склон выбирают по ряду параметров:

  • Протяженность и угол наклона.
  • Качество поверхности – наличие неровностей, бугорков, трамплинов, скрытых неровностей.
  • Утрамбованность снега.
  • Климатические особенности.

На выбранном объекте размечают тропу, а затем обкатывают снежное покрытие, монтируют флажки, устанавливают ворота, размечают линии старта и финиша.

Для проведения заездов необходимо провести освещение и коммуникации, сделать возможным подъезд машины скорой помощи. Вдоль трассы строятся трибуны для зрителей и отводится специальное место для коллегии судей. За финишной отметкой располагается зона, где находятся тренеры и команды, а также пункты отдыха и получения спортсменами горячих напитков.

Требования к спортсменам

Лыжный слалом признается одной из наиболее сложных спортивных дисциплин, ведь в процессе преодоления трассы лыжник испытывает очень большую нагрузку. Для успешного заезда атлету необходимы:

  • Быстрота реакции на препятствия и повороты, преодолеваемые на высокой скорости.
  • Рост не менее 180 см и небольшой вес Тренеры убеждены, что высокие и худощавые спортсмены лучше справляются с трассой.
  • Чувство равновесия, необходимое при частых наклонах в разные стороны.
  • Развитые мышцы ног, бедер, пресса, рук, плечей и спины.

Спуск на сноуборде

Slalom na snouborde

Параллельно лыжному слалому проводятся старты на сноубордах, причем правила этих дисциплин очень схожи между собой. В этой гонке участвуют два сноубордиста. Они спускаются единовременно по двум параллельным маршрутам с установленными флажками. Затем они меняются трассами и повторяют спуск. Итоги рассчитываются по результатам двух этих заездов.

Отличия спуска на сноуборде от лыжного заезда состоят в следующем:
  • Большая протяженность дистанции — 1 км.
  • Ворота отсутствуют, устанавливаются лишь симметричные флажки синего и красного цвета.
  • Сноубордисты спускаются по двум маршрутам разной конфигурации.

Водный слалом

Grebnoi

Входит в число Олимпийских видов спорта. Целью спортсмена на соревнованиях является преодоление на байдарках или каноэ водной трассы с препятствиями на время.

Гребной слалом проходит на горных реках с быстрым течением. А с 1970 г. для проведения состязаний строят искусственные каналы. Протяженность водного участка — порядка 400 м., а уклон — 2-3 м. на каждые 100 м. дистанции. Канал наполняется из расположенного поблизости водоема посредством насосов, а затем в нем устанавливаются преграды из камней, бетона, пластика, автомобильных шин. Размещаются также и ворота.

Управление судном осуществляется посредством наклона корпуса гребца вкупе с отточенной техникой владения веслом. Преодолевая трассу, спортсмену или команде необходимо пройти все ворота в установленном порядке. Одни ворота пересекаются по течению, другие — против.

Прохождение ворот засчитывается при соблюдении нескольких условий:
  • Голова спортсмена пересекает линию ворот в установленном направлении.
  • Гребец не переворачивается.
  • Спортсмен и часть лодки пересекают линию ворот как одно целое.

Если ворота пройдены неправильно или задеты, экипажу судна засчитывается штрафное время.

В зависимости от интенсивности течения, протяженности, числа препятствий и их сложности трассы делятся на 5 уровней. Для классических соревнований используется участок длиной 250-400 м. с числом препятствий от 18 до 25 и их сложностью не выше третьей категории. Наибольшая длина трассы в водном слаломе — 800 м. с 25-30 преградами. Некоторые маршруты построены так, что преодолевать их необходимо только против течения.

К суднам и гребцам устанавливаются определенные требования:
  • Лодкам необходимо развивать высокую скорость и быть маневренными.
  • Гребцам требуется хорошая координация, скорость реакции, выносливость и тактическое мышление.

Соревнования на роликовых коньках

Slalom na rolikakh

Слалом на роликах — современное спортивное направление, производящее на зрителей большое впечатление. Его отличие от других подвидов слалома состоит в том, что трасса проходит по ровному участку с расставленными на нем конусообразными фигурами. Задача спортсмена — объехать эти фигуры посредством трюков и танцевальных па. Корпус роллера при этом почти не двигается, а все движения производятся ногами.

Оценивают соревнующихся судьи по следующим критериям:
  • Стиль выступления.
  • Техника.
  • Координация движений.
  • Число правильно выполненных элементов.

За каждый сбитый конус оценка снижается.

Трюки на роликах

Перед выполнение сложных трюков спортсмену следует научиться хорошо кататься и выполнять основные приемы: поворот, разворот, торможение. Простейшим элементом выступает крисс-кросс или, проще говоря, восьмерка. Роллер преодолевает конусообразные фигуры, попеременно скрещивая ноги. Для этого необходимо слегка наклониться вперед и чуть присесть, согнув колени. Движение выполняется и задом наперед. Главное при выполнении — не отрывать задние колеса коньков от земли.

Другим несложным элементом выступает монолайн, когда ноги едут одна за другой. Положение корпуса такое же, как в крисс-кроссе, а техника движения зависит от ритмичного вращения бедер.

С ростом мастерства роллеры осваивают ванфут — движение на одной ноге, другая при этом сгибается в колене и поднимается к спине. Скорость развивается за счет работы бедра и колена.

Слалом на машине

Avtoslalom

Автослалом — это скоростные гонки на автомобиле по территории с установленными стойками. Это очень сложный заезд, ведь дистанция включает резкие повороты и развороты на 180 градусов, выполняемые передним задним ходом.

Для соревнований используются серийные автомобили без каркасов безопасности. В заезде могут участвовать две машины.

Автослалом подразумевает наличие большого водительского мастерства. В связи с этим автослалом был придуман в СССР для совершенствования навыков гражданского вождения.

Похожие темы: