Ски-кросс. Трассы и соревнования. Особенности и техника. Экипировка

Ски-кросс. Трассы и соревнования. Особенности и техника. Экипировка

Ски-кросс — разновидность горнолыжного спорта, относящаяся к фристайлу. Представляет собой гонку по трассе, оборудованной виражами и трамплинами, в которой победу одерживает лыжник, финишировавший первым. Участники, вышедшие в финал, стартуют по четыре одновременно. В Олимпийскую программу входит с 2010 г. В России стал известен с 2004 г., а пика своей популярности достиг в 2014, когда на зимней Олимпиаде в Сочи отечественный горнолыжник Егор Коротков почти одержал победу.

Как развивался ски-кросс

Фристайл и все дисциплины в его составе зародились благодаря стремлению горнолыжников попробовать себя в чем-то новом и экстремальном. То же самое происходило и в ски-кроссе: спортсмены «набивали шишки», вместе с тренерами разрабатывали технику преодоления препятствий и программы тренировок. В результате ски-кросс выделился в отдельное спортивное направление.

Первые трассы тестировались спортсменами чуть ли не на этапе строительства. Тех, кто отваживался на это, называли «отрядом самоубийц» — никому еще не было известно, какая скорость будет оптимальной, приходилось рассчитывать лишь на удачу, опыт и интуицию. При недостатке снега трамплины сооружали из досок, закрепляя их на столбах. В настоящее время снег уже заготавливают заблаговременно.

По мере развития ски-кросса были разработаны единые правила состязаний, а судей стали специально обучать, чтобы исключить возникновение любых конфликтных ситуаций на дистанции.

Ski kross 2

Описание дисциплины

Ски-кросс признается сложнейшим подвидом фристайла. Он требует от лыжника отточенной техники и навыков тактического мышления, ведь залог победы — не показать меньшее время, а опередить противников.

Помимо этого он очень увлекателен благодаря своей непредсказуемости. Никогда нельзя спрогнозировать, как пройдет заезд и чем он закончится. Борьба на склоне вызывает сильнейшие эмоции болельщиков. Ведь мешать конкуренту и вести себя агрессивно запрещено, поэтому обогнать друг друга участники состязаний могут только на виражах.

В ски-кроссе очень часты случаи, когда атлеты падают и покидают дистанцию.

Турниры по ски-кроссу проходят в два этапа. Первый из них — квалификация, где спортсмены выполняют одиночные заезды на время. Те, кто показал лучшие результаты, выходят в финал (32 мужчины и 16 женщин). Из этих лидером формируются группы по 4 человека, а также присваиваются цвета согласно показанному времени — красный, зеленый, синий и желтый. Ворота на старте именуются калиткой. Выбрать калитку первым вправе тот, кто получил красный стартовый цвет и далее по порядку. Трасса для мужчин и женщин одна и та же.

В каждом заезде отсеивается по паре атлетов. Оставшиеся вступают в борьбу за 1-4 призовые места. В конце проходит утешительный заезд, где распределяются места с 5 по 8.

Заезды на состязаниях непродолжительны по времени — всего 40-60 сек. А в связи с большими скоростями для выявления победителя требуется фотофиниш.

Ски-кросс на международном уровне проходит в рамках Кубка мира, Чемпионата мира и Олимпиады.

Ski kross 3

Техника ски-кросса

Является индивидуальной у каждого спортсмена, при этом остается сложной, предусматривая выполнение прыжков, объезд преград и демонстрацию крутых виражей. Скорость, которую развивают на трассе представители сильного пола — порядка 68 км/ч, а прекрасная половина — около 50 км/ч. 25% времени, затраченного на прохождение трассы, участники заезда проводят в полете после прыжков.

Прыжки делятся на несколько групп:
  • Тейбл-топ — подъем на срезанный холм (именуемый «стол») с последующим выполнением прыжка.
  • Хип — прыжок во время спуска.
  • Ву-тэнг — прыжок с холма с крутой подъемной стороной.
  • Стрейт — пологий прыжок над невысоким холмом.

Ski kross 4

Наиболее ответственным этапом заезда выступает старт. Стартуя, лыжник отталкивается от специальных перил и стремится набрать максимальную скорость. Если спортсмен замешкался на старте, выбиться в лидеры ему уже не представляется возможным. А тот, кто стартовал первым, имеет все шансы первым финишировать. Если, конечно он не сойдет с дистанции в результате падения.

Трассы для заездов

Ски-кросс очень требователен к оборудованию трасс. Обычные склоны, даже дикие, для данной дисциплины неподходящие, поэтому их строят целенаправленно. Снежное покрытие должно быть идеально укатанным, а препятствия — иметь разнообразную геометрию, чтобы на них могли выполняться прыжки разных типов. Повороты также имеют различный радиус, оборудуются более или менее крутыми. Также на трассе устанавливаются специальные ворота — их необходимо проехать каждому участнику заезда.

Протяженность дистанции может различаться с учетом места ее строительства, но варьирует в промежутке от 800 до 1200 м. с перепадом высот на старте и финише 150-250 м. Лучшие трассы оборудованы в Альпах, Пиренеях, в Скандинавии и в Канаде. На них проходят состязания в рамках мировых чемпионатов.

Skikross trassa

Оборудование для ски-кросса

Самым главным инвентарем, безусловно, являются лыжи. Они имеют выраженную геометрию и развивают большую скорость на повороте не меньшую, чем лыжи для скоростного спуска. Такая характеристика, как высокая эластичность, позволяет сглаживать неровности трассы и снижает требовательность лыж к качеству покрытия. Способность мягко приземляться создается за счет того, что носок для поворотов мягкий, а задник для приземлений — жесткий. В итоге достигается больший комфорт при езде, особенно в сочетании с хорошей техникой спортсмена. Сегодня существует множество видов лыж для ски-кросса: более простые сориентированы больше на отдых, а с самыми совершенными могут справиться только мастера.

Экипировка спортсмена выступает важным фактором, влияющим на результативность, поэтому предполагает изготовление на заказ по индивидуальным параметрам. Костюм включает в себя брюки либо полукомбинезон и джемпер. Допускаются и комбинезоны. С учетом высоких нагрузок, создаваемых скоростью и аэродинамикой, одежда производится из особого трехслойного материала, обладающего водонепроницаемостью и отводящего лишнюю влагу изнутри. Швы и молнии проклеиваются, поскольку заезды нередко проходят при плохой погоде. Под верхнюю одежду обязательно надевается термобелье.

Ски-кросс запрещает присутствие на костюмах спортсменов каких-либо лишних деталей — карманов и т.п. Одежда должна быть легкой и функциональной, но она предназначена только для выступлений — находиться в ней долгое время при низких температурах нельзя. Поэтому до старта и в перерывах между заездами лыжники надевают теплые пуховые куртки и брюки.

Брюки лыжников носят название самосбросов. Их легко снять за счет молний, расположенный по всей длине штанины.

Ски-кросс — увлекательный и зрелищный спорт, что достигается, прежде всего, за счет человеческого фактора. Спортсмены несутся по трассе, постоянно взаимодействуя друг с другом, преодолевая препятствия и стремясь к победе. Многие лыжники говорят, что самое сложное в ски-кроссе — стоять на старте, сознавая, что через несколько секунд придется подрезать друга или подругу, с которыми еще вчера пили кофе и непринужденно беседовали. Неудивительно, что для преодоления собственных страхов спортсмены на тренировках совершают бейсджампинг с железнодорожного моста вниз головой.

Похожие темы: