Фрирайд на лыжах. Виды и техника катания. Снаряжение и особенности

Фрирайд на лыжах. Виды и техника катания. Снаряжение и особенности

Спуск на лыжах по заранее подготовленной горной трассе многим кажется слишком скучным. Другое дело — езда по диким склонам, вдали от горнолыжной индустрии. Вот выбор настоящих экстремалов. Фрирайд на лыжах — не отдельная школа катания, а объединение различных направлений и стилей, дающее ощущение неограниченной свободы.

Фрирайд на лыжах и его виды

Экстремалы утверждают, что только езда по снежной целине позволяет максимально раскрыть все возможности горных лыж. Однако дикие склоны — не для начинающих спортсменов. Не подойдут они и для семейных прогулок. Фрирайд на лыжах требует наличия прекрасной физической формы и отточенных навыков езды при любой погоде и на любой местности. Маршрут для спуска должен тщательно планироваться, иначе последствия могут быть весьма неприятными.

Выделяют 4 основных подвида фрирайда. Для каждого из них предусмотрены лыжи с определенными характеристиками, позволяющими сделать езду комфортной и безопасной:
  • Облегченный фрирайд или «фрирайд-лайт«. Для тех, кто уже освоил азы и пробует себя в новом качестве. Спортсмен поднимается на гору с помощью фуникулера и совершает спуск по рыхлому снегу.
  • Бэккантри. Такой фрирайд на лыжах требует хорошей выносливости, ведь восхождение на гору атлеты совершают пешком, при помощи специального оборудования. А уже потом осуществляют экстремальный спуск.

Bekkantri

  • Хели-ски (хели-бординг). Представляет собой подъем на вершину склона на вертолете и последующий спуск. При кажущейся простоте считается одним из самых опасных, поскольку маршрут прокладывается по наиболее крутым склонам большой протяженности.
  • Сноукэтинг. Название происходит от термина «сноукэт» — специальный вездеход на гусеницах и с кабиной для перевозки пассажиров. Именно с помощью такого транспорта лыжников поднимают на гору. Использование сноукэтов позволяет райдерам покорять любые склоны — лесные, бугристые и т.п.
Фрирайд на лыжах подразделяется не только по видам, но и по стилям езды:
  • Карвинг — быстрый спуск, при котором вхождения в повороты производятся без снижения скорости. Аналогичным образом выполняются развороты на 180 градусов.
  • Фристайл — это не только езда по диким склонам, но и демонстрация разнообразных акробатических трюков, для чего райдеры используют элементы природной среды — скалы, бугры, бревна и пр.

Friraid na lyzhakh 2

Лыжи для фрирайда

Поскольку фрирайд на лыжах существенно отличается от езды по подготовленным горным дорогам. Соответственно, различны и требования к оборудованию, экипировке, уровню подготовленности спортсмена.

Основными факторами, влияющими на выбор лыжной пары, выступают:
  • Используемая техника езды.
  • Рельеф и крутизна склона, по которому планируется спускаться.
  • Глубина снега.
При этом любые лыжи для фрирайда имеют отличительные особенности конструкции:
  • Большая ширина. Обеспечивает устойчивость лыж, препятствует проваливанию в снег, улучшает управляемость.
  • Наличие рокеров — обратных прогибов, не позволяющих лыже застревать в снегу и повышающих маневренность. Может быть на носу, хвосте лыжи или обеих сторон.
Все многообразие лыж можно условно объединить в две большие группы:

Friraid na lyzhakh 3

  1. Направленные лыжи. Имеют конструкцию, обеспечивающую скольжение в продольном направлении. Подходят для езды на высоких скоростях, при этом остаются стабильными. На них удобно выполнять длинные повороты, в том числе карвинговые.
  2. Всенаправленные. Используются для неторопливого катания по не слишком крутым склонам. Обладают высокой маневренностью, поэтому на них легче преодолевать трассы со сложным рельефом и большим числом неровностей.
Как правильно выбрать лыжи для фрирайда

Выбрать идеальные лыжи совсем не просто даже для опытного райдера. О новичках и говорить нечего — глаза разбегаются, приходится учитывать множество параметров и четко понимать, для каких условий эксплуатации предназначены те или иные лыжи. Рассмотрим основные характеристики.

Радиус выреза

От этого параметра зависит радиус поворота. Чем он меньше, тем чаще и быстрее способны поворачивать лыжи. Большой радиус дает возможность выполнять плавные повороты. Большим считается радиус от 17 м. Данный параметр не следует игнорировать — он позволяет сделать езду более комфортной. Особенно касается это новичков.

Для спуска по лесистому склону оптимальным вариантом станут лыжи с радиусом менее 15 м. Для езды без препятствий подойдет инвентарь со значением показателя 20 м.

Жесткость

Значение данного показателя обычно указывается прямо на лыже. Но его можно определить и собственноручно — просто сжать лыжу. Мягкие лыжи легче в управлении, но применимы только на рыхлом и мягком покрытии. Если планируется фрирайд на лыжах по плотному, подтаявшему снегу, следует выбрать жесткость побольше.

Длина и ширина

Ширина лыж для фрирайда варьирует в промежутке 90 — 135 мм, и выбираемое значение определяется условиями езды. Если на слоне лежит глубокий, рыхлый снег, то понадобятся широкие лыжи. Если покрытие плотное и скольжение сильнее, нужно выбрать пару с меньшей шириной.

Оптимальная длина определяется ростом спортсмена и уровнем его подготовленности. Тем, кто только учится, рекомендуется приобретать лыжи на 10-15 см больше собственного роста, поскольку большая длина способствует большей устойчивости на скорости и помогает сохранять траекторию движения.

Соотношение длины и ширины зависит от техники езды, используемой райдером. Для маневрирования на маленькой скорости подойдут короткие и широкие лыжи. Но при скоростном спуске они потеряют свою маневренность — в этом случае необходима большая длина.

Какое еще снаряжение потребуется
Прежде всего, это рюкзак. Ведь именно в него можно положить все необходимые райдеру вещи:
  • Лавинный щуп и лопата. В горах лавины — явление частое, и этот инвентарь поможет не оказаться в критической ситуации. 
  • Аптечка со средствами первой помощи: бинтами, пластырем, антисептиками и обезболивающими лекарствами. Ушиб, порез, растяжение связок — пожалуй, самое безобидное, что может случиться при спуске, и к этому следует быть готовым. Не говоря уже о ситуациях, когда придется перевязывать товарища и транспортировать его до медучреждения.
  • Горячее питье в термосе не немного еды, что позволит быстро восстановить силы и согреться. 
  • Теплая куртка на флисе или пуху, а также сменные перчатки. Это поможет не переохладиться. 
  • Вторая маска, рассчитанная на возможное изменение погодных условий или на тот случай, если первая выйдет из строя. 
  • Веревка с карабинами. Пригодится при спуске снаряжения, транспортировки пострадавшего и в других, порой непредвиденных ситуациях.
  • Набор для ремонта инвентаря в полевых условиях (отвертка, нож, запасной крепеж и т.п.).
Немного о технике фрирайда

Friraid na lyzhakh 4

Часто можно услышать, что фрирайд на лыжах не имеет своей собственной техники — он заимствует ее из различных направлений горнолыжного спорта. Однако сама специфика движения фрирайдера обусловила формирование базы навыков, без освоения которых заниматься этим видом спорта невозможно.

  • Положение ног. Зависит от скорости движения и глубины снежного слоя. На небольшой скорости следует держать ноги вместе, чтобы вес равномерно распределялся на обе лыжи и ни одна из них не погружалась в снег. Чем выше скорость и плотнее покрытие, тем шире в стороны разводятся лыжи (выполняется так называемая разножка).
  • Положение корпуса (стойка). Равновесное при езде по прямой и меняется при вхождении в поворот: чем круче склон, тем сильнее придется податься вперед на повороте, а при выходе из него — слегка отклониться назад. На целине обязательно следует учитывать сопротивление снежной массы, иначе при переходе в переднюю стойку лыжи могут «зарыться».
  • Выполнение движений. Должно быть плавным, ведь любые резкие выпады чреваты тем, что лыжи утонут глубоко в снегу.
Важно учитывать следующие технические нюансы:
  • При выполнении спуска корпус спортсмена всегда должен смотреть вниз, при этом линия, соединяющая плечи, располагается практически перпендикулярно направлению движения.
  • Руки не следует прижимать к туловищу — их нужно согнуть в локтях под углом 90 градусов и расположить пониже уровня плеч. Кисти немного выдвинуть вперед, как у автомобилиста за рулем. Широко расположенные руки помогают удерживать равновесие, выполняя функцию балансира.
  • После отталкивания, руку с палкой не следует оставлять позади себя — это заставит отклониться назад, нарушив стойку. Происходит это так: палка позади корпуса вынудит опустить руку; за рукой потянется плечо; за ним отклонится туловище. А в таком положении не получится правильно войти в поворот.
  • Поворот нельзя заканчивать слишком круто — можно потерять скорость, а это затруднит выполнение следующего поворота из-за большого сопротивления снега. Скорость — главный союзник райдера, она позволяет скользить по снегу, а не разгребать его лыжами.

Чтобы обучиться технике, необходимо кататься. Систематических тренировок в реальных условиях не заменят никакие статьи и видео уроки. В нашей стране работает несколько школ фрирайда, где начинающих спортсменов обучает инструктор. Тем, кто уже освоил азы, подойдет катание с гидами. Его польза в том, что можно поучиться у профессионала выполнять повороты и спускаться по опасным склонам. Самостоятельный фрирайд на лыжах для начинающих попросту нереален — в сложных условиях каждое неправильно выполненное движение может стоить здоровья и даже жизни, и это необходимо понимать.

Похожие темы: