Гребной слалом. Правила и трасса. Снаряжение и безопасность

Гребной слалом. Правила и трасса. Снаряжение и безопасность

Гребной слалом — это олимпийская дисциплина, подразумевающая скоростное преодоление на байдарках и каноэ порожистых водоемов с бурным течением. Развитием этого спортивного направления и организацией соревнований руководит Федерация Международная Федерация гребли на байдарках и каноэ, находящаяся в Швейцарии. Российская Федерация гребного слалома входит в ее состав.

История развития

Гребной слалом появился после того, как в отдельный вид спорта выделилась гребля. Некоторым любителям экстрима показалось маловато просто грести на скорость, и они стали преодолевать на лодках участки горных рек с порогами и быстрым течением. Родиной слалома считается Швейцария, где в 1932 г был придуман девиз: «Лето, вода и гребной слалом».

Постепенно новый вид спорта распространился по Западной Европе, а потом отправился в Австралию, Канаду и США. В 1924 г сформировалась Международная федерация слалома, которая стала заниматься организацией и проведением турниров. Первый Чемпионат Европы состоялся в 1947 г, а Чемпионат Мира — в 1949 г близ Женевы.

В 1972 г слалом был включен в программу Олимпиады, которая прошла в Мюнхене. Для соревнований по слалому был сконструирован искусственный канал в г. Аугсбурге. Победителями стали немцы, и в следующих Играх слалом представлен не был. Повторно эта дисциплина вошла в программу Игр в 1992 г в Барселоне уже на постоянной основе.

Отечественный слалом в период советской власти не получил особого развития. Наши гребцы впервые участвовали в Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г, но безуспешно. После этого сборная была расформирована, а гребной слалом в нашей стране долгое время носил исключительно любительский характер. Но сегодня развитие этой дисциплины в России находится на высоком уровне, так же, как и подготовка наших спортсменов. Сборная России входит в число лучших команд на первенствах Мира и Европы.

Первый искусственный канал для слалома в России был построен в 2008 году в г. Окуловка (Новгородская обл.). Центрами гребного слалома, в которых функционируют клубы и ведется подготовка гребцов, выступают Москва, Петербург, Горно-Алтайск, Свердловская обл., Красноярский край, Пермь, Тюмень и Уфа.

Гребной слалом — правила

Grebnoi slalom 2

Во время состязаний спортсмен или команда на байдарке или каноэ преодолевают водную дистанцию, проходя через специальные ворота. Бело-зеленые ворота необходимо проходить по течению, а бело-красные — против течения. Кроме того, пересечение ворот должно происходить в порядке их нумерации.

Пересечение ворот может быть не засчитано, если не соблюдены определенные условия:
  • Голова одного либо обоих гребцов (в парном заезде) проходит через ворота не перевернувшись и с той стороны, которая указана на схеме трассы.
  • Часть лодки проходит через ворота синхронно с головой.
  • В парных заездах экипаж байдарки пересекает ворота как одно целое.

Во время похождения через ворота касаться их запрещено, за это начисляется штрафное время. Присуждение дополнительных секунд происходит и в случае пересечения ворот с неверной стороны или их пропуска.

Победу одерживает экипаж, показавший наименьшее время преодоления трассы. Попыток дается несколько. Если имеются команды, показавшие в лучшей попытке одинаковый результат, победитель устанавливается по худшей попытке. Если и в ней итоги одинаковы, это означает ничью.

Трасса

Trassa grebnogo slaloma

Гребной слалом предъявляет строгие требования к трассам, предназначенным для состязаний.

  • Проходимость канала должна быть обеспечена по всей его протяженности.
  • Гребцы с левой и правой стороны должны быть в равных условиях.
  • Протяженность канала — от 200 до 400 м.
  • На дистанции необходимо установить хотя бы одну комбинацию ворот, проходимых с разных сторон.
  • Конструкция канала должна предусматривать перемену траектории и иметь естественные либо искусственные пороги.
  • Общее количество ворот на трассе не более 18-25, 6 из них — с прохождением против течения.
  • Уровень воды в канале необходимо поддерживать в постоянном состоянии.

Если в ходе гонки главный судья установит, что уровень воды в канале значительно изменился, он вправе приостановить состязание для восстановления его до нормального состояния.

Контроль за ходом заезда и оценку результатов проводит многочисленная судейская бригада. В ее составе главный судья с его заместителем, инспектор соревнований, секретарь, руководитель постановки трассы и множество судей с различным функционалом (хронометрист, видео-оператор, по снаряжению, на старте, на финише и др.).

Искусственный слаломный канал

Iskustvennaia trassa grebnogo slaloma

Первый искусственный канал для слаломной гребли был построен в Аугсбурге для Олимпийских соревнований 1972 г. В последующие годы каналы конструировались во всех странах мира, их общее число достигло 50. За основу берутся параметры, заложенные в Олимпийскую трассу:

  • Протяженность 250-400 м.
  • Уклон 2-3 %.
  • Средний расход воды 16 м3/сек.

Русло канала отливают обычно из бетона, а для его наполнения водой применяют насосы и турбины (при условии, что русло по уровню выше водоема). Если русло на уровне источника или ниже, то канал соединяют с водоемом, образуя ответвление, и вода наполняет его естественным путем. Для этого подходят реки, озера и даже подземные источники.

Для международных чемпионатов конструируются сразу два канала: один для состязаний, другой для тренировок. Их различия заключаются в протяженности, уклону, расходу воды, количеству препятствий и их сложности. Пороги создают из камней, валунов, конструкциями из пластика и даже шинами автомобилей.

Поскольку строительство искусственных каналов требует очень больших финансовых вложений, в свободное от состязаний время трассу предоставляют для коммерческого использования – это рафтинг и т.п.

Kommercheskoe ispolzovanie trassy

Инвентарь и экипировка

Для тренировок и состязаний необходима байдарка — закрытая лодка, в которой сидит спортсмен, и осуществляет греблю с помощью весла с двумя лопастями. Может использоваться также каноэ — лодка с закрытой палубой без сидений, в которой гребцы стоят на одном колене.

Гребной слалом подразумевает одиночные и парные заезды, соответственно, лодки делятся на два класса, различающиеся параметрами.

  • Лодки К-1 и С-1: 3,50 х 0,6 м, масса — 8 кг.
  • Лодки С-2: 4,10 х 0,75 м, масса — 13 кг.

Байдарки и каноэ должны закругляться с двух сторон на 2 см по горизонтали и 1 см по вертикали. Установка рулевого управления не допускается.

На лодки, весла и форму участников заезда может наноситься рекламная символика в виде логотипов торговых марок и текста. Рекламный материал необходимо располагать так, чтобы это не затрудняло идентифицировать экипаж лодки и не мешало спортсменам. Внешний вид гребцов должен быть опрятным, экипаж одной лодки надевает одинаковую форму.

Меры безопасности

Grebnoi slalom 3

Учитывая то, что гребной слалом сопряжен с определенным уровнем риска, есть требования к снаряжению и поведению гребцов, обязательные для выполнения.

  • Конструкция лодки должна обеспечивать непотопляемость, которая проверяется наполнением ее водой, а также позволять гребцу при необходимости быстро выбраться из нее.
  • Байдарка и каноэ в обязательном порядке оснащаются захватами в виде веревочных петель на носу и корме, в которые без затруднений проходит кисть руки. Захваты предназначены для вытягивания лодки из воды в случае аварийной ситуации.
  • Обязательным снаряжением гребцов выступают каска и спасательный жилет. Характеристики жилета должны обеспечивать удержание на воде веса в 6 кг, а также позволять человеку в сознании находиться на поверхности вверх лицом.
  • Каска защищает голову спортсмена от ударов при опрокидывании лодки. Она должна застегиваться под подбородком. Каски всех участников перед стартом должны быть застегнуты.
  • Снаряжение должно соответствовать индивидуальным размерам гребца.
  • Участникам заезда запрещается прикреплять себя к борту лодки.
  • Все гребцы обязаны обладать навыками плавания и знать правила безопасности при участии в гребном слаломе.
  • При опрокидывании лодки ее экипажу необходимо покинуть канал и выйти на сушу. В командном заезде при выпадении из лодки хотя бы одного участника с трассы обязан сойти весь экипаж.
  • Запрещается прыгать за борт и вытаскивать выпавшего члена команды, а также создавать помехи проведению спасательных работ.
Преимущества занятий

Гребной слалом — очень захватывающий спорт, дающий заряд позитивных эмоций. Спуск по трассе с быстрым течением развивает смелость, внимательность, реакцию и координацию, повышает выносливость, формирует волю к победе. Как и любой спорт, слалом — это хорошая физическая форма, крепкая мускулатура и красивое тело.

Grebnoi slalom 4

При отсутствии медицинских противопоказаний гребля подходит и взрослым, и детям. Несмотря на интенсивность нагрузок и рискованность этого спортивного направления, он пользуется большим спросом среди подростков. В секции по гребле принимают детей, достигших 10-летнего возраста.

Похожие темы: