Каноэ. Виды и особенности. Как грести и безопасность. Применение

Каноэ. Виды и особенности. Как грести и безопасность. Применение

Каноэ — это легкая удлиненная лодка, в которой гребцы (один или несколько) располагаются, стоя на одном колене. Это потомок челнов американских индейцев, сделанных из бересты или дерева. Управляется оно веслом с одной лопастью. Такое плавсредство применяется для гонок, сплавов, туризма и кемпинга. Также оно может быть приспособлено для иных целей посредством установки паруса или двигателя, например, для путешествий или фристайла.

Классификация

Каноэ — очень устойчивая и маневренная лодка, которая дает небольшую осадку и поэтому может применяться для передвижения на неглубоководных водоемах, заболоченных участках, а также на реках с бурным течением. За счет небольшой массы ее можно транспортировать по суше вручную.

Классификация этих лодок проводится, прежде всего, по назначению и материалу изготовления. Также различают:
  • Открытые и закрытые.
  • Одноместные (соло), двухместные (тандем) и многоместные.
Классификация по назначению
  • Sprint каноэ, или спортивный тип. Спортсмен управляет им с помощью однолопастного весла, стоя на дне на одном колене. В зависимости от количества мест в нем длина плавсредства варьирует от 280 см до 9 м, а вес — не более 30 кг. Оно может быть открытым или частично закрытым.

Sprint

  • Туристическое, или универсальное. Предназначено для путешествия по ветровым озерам и сплавам по бурным рекам. Такие лодки просторные и удобные, в них предусмотрено место для не слишком большого багажа. Маневренность судна достаточна высока, но управление им требует хороших навыков. Иногда туристические лодки оснащают подвесными моторами. Для этого на корме имеется квадрат. Судна с двигателем используют для отдыха на озерах, а также для рыбалки.

Universalnoe

  • Для фристайла. Представляют собой лодку из полиэтилена или композита, для которой не устанавливаются ограничения по длине и весу. Самые распространенные параметры — 170-186 см в длину и 9,5-15 кг по массе. Согласно требованиям безопасности плавсредство оснащается двумя ручками — одна на носу, одна на корме.

Dlia fristaila

По материалу изготовления
  • Пластиковые каноэ. Имеют несколько слоев (стеклопластик, полиэтилен, кевлар), что повышает их прочность, делает практичными и долговечными. Их корпус, выполненный в виде монолита, имеет обтекаемую форму, обеспечивающую устойчивость на плаву, поэтому лодки из пластика подходят для спуска по рекам с сильным течением. Еще одно достоинство таких плавсредств — высокая износоустойчивость. Поэтому их применяют даже для транспортировки грузов. Это судно практически не подвержено пробою, а если такое и случается, то достаточно просто нагреть и выпрямить вмятину.

Kanoe iz plastika

  • Деревянные. Сегодня такие лодки не выпускаются массово. Их производство сопряжено с применением особых технологий и высокими затратами, поэтому они скорее относятся к эксклюзиву. А вот судна из фанеры с отделкой из деревянных планок более распространены. Их используют для охоты, рыбалки, семейного отдыха в спокойных водах. Деревянные лодки не подвержены воздействию температурных перепадов, однако нуждаются в особом уходе. Только при наличии такового способны прослужить долго.

Kanoe iz dereva

  • Надувные. Похожи на обычные резиновые лодки, но их корпус более узкий и вытянутый. Для их изготовления применяется поливинилхлорид. Эти лодки состоят из баллонов, наполненных воздухом, оснащаются дренажной системой и клапанами для слива. Они легкие, очень маневренные, устойчивы к ударам, перепадам температур и воздействию внешних факторов. В них можно прогуливаться в спокойном водоеме, сплавляться по не очень бурным рекам, отправляться на рыбалку. В сдутом состоянии они занимают очень мало места, что весьма удобно при их транспортировке к месту отдыха. Для того, чтобы подготовить такое судно к работе, не требуется много времени. Это очень популярная разновидность плавсредств за счет невысокой стоимости, долговечности и непотопляемости.

Kanoe naduvnye

Закрытые каноэ

Такие плавсредства похожи на байдарку. Их верхняя часть герметично закрыта, что препятствует попаданию внутрь воды. Тело гребца в лодке фиксируется при помощи затяжек и упоров, и управлять судном становится возможно посредством переноса веса.

Закрытые плавсредства дают малую осадку, их маневренность очень высока, они хорошо проходят трудные участки — порожистые и заросшие тростником места, узкие проходы. Могут быть рассчитаны на одного, двух, трех и на пять гребцов. При этом очень легкие, их можно свободно переносить по суше на руках. Их герметичность позволяет использовать лодки даже в холодное время года.

Такие судна применяются в состязаниях по гребному слалому, в туристических сплавах и водных экспедициях. Спортивные производят из дерева, углепластика или фанеры, их корпус имеет более обтекаемую форму. Для туристических лодок в качестве материала изготовления используют стеклопластик или кевлар. Судна получаются прочными и легкими, их просто транспортировать, что имеет немалое значение в путешествиях. Для удобства перемещения по суше разработаны разборные конструкции весом 17-29 кг и длиной 4,6-5,5 м. В них можно разместиться трем пассажирам, а также более 100 кг багажа. Эти лодки очень устойчивы, не сбиваются с курса при боковом ветре.

Каноэ для сплава короче, при их изготовлении используется тяжелый композитный материал, на носу и корме устанавливаются мешки, наполненные воздухом. Назначение мешков — вытеснять воду при наполнении ею лодки. Такие судна оснащаются тремя видами упоров: пяточными, коленными и бедренными. Их скорость ниже, чем у спортивных или туристических, но они более устойчивы к ударам о тяжелые камни, имеют высокую плавучесть и надежную систему безопасности.

Главный плюс такого плавсредства — возможность использовать его в любую погоду и с легкостью перемещать по суше.

Kanoe zakrytye

Как плавать на каноэ

Управлять подобной лодкой не просто, это требует обучения и наличия определенных навыков. Особенность гребли заключается в том, что гребец стоит на одном колене и работает всего одним веслом, опуская его попеременно то с одной стороны, то с другой. Многие говорят, что освоить этот вид гребли не слишком сложно, особенно если учесть, что лодку непросто перевернуть при несильном течении. Но для этого необходимо подобрать снаряжение и обеспечить соблюдение всех требований безопасности, а именно:

  • Приобрести шлем и спасательный жилет.
  • Подобрать весло с учетом роста и с непотопляемыми свойствами, чтобы, выронив его, не потерять.

Следует научиться держать равновесие в лодке как сидя, так и стоя на колене. Профессионалы рекомендуют начинать тренировки у берега и выходить на глубину только тогда, когда тело научится принимать нужное положение при крене или на поворотах.

Техника гребли

Каноэ — очень чувствительное судно, поэтому движения веслом должны быть легкими. Весло удерживают одной рукой за верхнюю часть, а другой — выше лопасти на 30 см, повернув ладонь в сторону борта.

  • При первом гребке весло выбрасывается вперед над водой как можно дальше, потом погружается в нее на 3-5 см выше лопасти. Наклоняться или приподниматься при этом не нужно. В воде лопасть поворачивается на 90 градусов к борту и параллельно ему отводится назад. Широкие гребки делать не стоит, чтобы не развернуть судно.
  • Второй гребок производится от бедра. На его уровне весло поднимается над поверхностью воды параллельно ей, выбрасывается вперед и погружается, поворачивается перпендикулярно, отводится назад и т.д.
  • По одну сторону лодки гребут до тех пор, пока не набрана скорость. Затем, чтобы судно не начало двигаться по кругу, переходят на другую сторону. Чтобы выполнить такой переход, весло у бедра располагают под прямым углом к дну лодки, меняют руки и погружают весло в воду за другой борт.
  • Эти упражнения следует выполнять до автоматизма. И лишь потом переходить к изучению техники поворота. Чтобы поворот был плавным, необходимо грести все время с одной или другой стороны (в зависимости от того, в какую сторону требуется повернуть).
  • Для быстрого поворота выполняются дуговые гребки. Весло опускается в воду за спиной и располагается почти вплотную к борту параллельно ему. Торс гребца разворачивается, плечи становятся вдоль борта, а затем возвращается в прежнее положение. В итоге происходит своеобразный толчок веслом, позволяющий судну быстро поменять траекторию. При таком способе поворота каноэ теряет скорость, поэтому данная техника применяется нечасто.
  • Если лодкой управляют двое, то все их движения должны выполняться синхронно. И еще один важный момент — осадка судна должна быть равномерной, поэтому в случае разницы веса на борт устанавливают балласт.
Правила безопасности

Хотя каноэ очень устойчивы, в открытые конструкции нередко попадает вода. А если крен окажется слишком большим, судно может и перевернуться. Поэтому спасательный жилет всегда должен быть надет на гребца, находящегося в лодке.

Kanoe 2

До осуществления спуска или отправления на прогулку следует ознакомиться с прогнозом погоды. При вероятности шторма или грозы лучше отложить свои планы. Также необходимо брать с собой сигнальные средства, чтобы в случае аварийной ситуации оповестить о необходимости помощи.

Отправляясь в одиночное плавание, лучше поставить в известность своих родных или друзей об этом, а также о том, в каком направлении вы намерены двигаться и когда предполагаете вернуться. Если что-то пойдет не так, они смогут среагировать и сообщить спасателям.

Похожие темы: