Байдарка (Каяк). Виды и особенности. Как грести и характеристики

Байдарка (Каяк). Виды и особенности. Как грести и характеристики

Народы, населяющие северные территории нашей страны, занимались охотой и рыбалкой, используя для этого узкие лодки длиной до 6 м. Называлось такое судно каяк или, более привычно для нас, байдарка.

Первые байдарки изготавливались из дерева или кости, а затем обтягивались шкурами тюленей или моржей. Охотники гребли сидя при помощи весла с двумя лопастями, а для посадки предусматривался люк — кокпит. Способы гребли остались прежними, так же, как и основа конструкции лодки. А вот материалы изготовления стали применяться другие, изменились и способы посадки. По этим характеристикам сегодня выделяется несколько разновидностей каяков.

Виды и характеристики

Каяки классифицируют по:

  • Назначению.
  • Способу посадки пассажиров.
  • Типу конструкции и материалу изготовления.

Байдарка по назначению

  • Прогулочная.
  • Туристическая.
  • Экспедиционная.
  • Для бурной воды.
Прогулочная (рекреационная)

Baidarka 2

Вмещает одного-трех пассажиров. Такое судно отличается большой шириной, хорошей устойчивостью и объемным кокпитом. Она вместительна, имеет специальный отсек для багажа. Ее сложно опрокинуть, однако судно не слишком хорошо держит курс из-за формы дна. Рекомендуются для недолгих семейных прогулок в спокойных водоемах.

Туристические каяки

Baidarka 3

Имеют большую длину (до 4,5 м) и объем (до 460 л), на носу и корме имеется ярок выраженный киль. Они весьма устойчивы, хорошо держат курс по прямой, но маневренность их невысока. Некоторые виды туристических байдарок оснащены системой рулевого управления и отсеками для багажа. Они значительно комфортнее, чем прогулочные, а их ходовые характеристики приближаются к морским каякам. Применяют такие судна для путешествий по большим водоемам со спокойным течением.

Морская экспедиционная

Baidarka 4

Отличается быстротой и вместительностью. Его носовая часть приподнята, за счет чего вода не заливается в посадочный люк при прохождении волн. Экспедиционная байдарка имеет длину 5 — 5,3 м, большой объем и высокие борта. Она оборудуется загрузочными люками, внешней подвеской для багажа, а также системой рулевого управления. При желании на нее можно установить даже парус. На таком каяке можно плавать в спокойных водах, а также на течении во время приливов и отливов.

Каяк для бурной воды

Kaiak dlia burnoi vody

Имеет укороченный корпус (2-3,5 м) и закругленные нос, и корму. Это обеспечивает максимальную маневренность, что очень важно на порожистых участках. На таком судне можно сплавляться по бурным рекам, в том числе большой сложности, а также выполнять трюки в рамках фристайла.

По способу посадки гребца
В соответствии с этим параметром байдарки разделяют на две группы:
  • Sit-in — в них пассажир размещается внутри кокпита.
  • Sit-on-top — гребец располагается на корпусе сверху.

Байдарка Sit-In (от английского словосочетания «sit inside» — сидеть внутри) — это классический тип, в ней спортсмен располагается внутри лодки до половины туловища, а его ноги — под декой судна.

Sit-in

Sit-On-Top (в переводе с английского «сидеть сверху») — это более современная разновидность, в ней пассажир размещается прямо на корпусе судна, а его ноги — снаружи, над декой.

Конструкция корпуса такой лодки не похожа на другие. Он выполнен в виде герметичной капсулы, имеет дренажный клапан для выравнивания уровня давления либо люки для багажа. Кокпит представляет собой углубления в деке.

Sit-On-Top

Такие судна обладают повышенной безопасностью, поскольку их почти невозможно потопить из-за большого объема. В них можно плавать по спокойным водоемам и по морю с тихими волнами. Подходят для начинающих гребцов.

Тип конструкции

На основании этого критерия выделяют:
  • Неразборные байдарки.
  • Каркасные.
  • Надувные.
Неразборная байдарка

Nerazbornaia

Имеет жесткий монолитный корпус, изготавливаемый из стеклопластика, углепластика или полиэтилена. Обладает высокими ходовыми качествами, хорошей вместительностью и грузоподъемностью. Оснащается специальными отсеками для вещей и снаряжения.

Достоинства такой конструкции:
  • Долговечность и износостойкость.
  • Способность выдерживать огромные нагрузки, противостоять ударам об острые камни. На корпусе при этом могут оставаться царапины или вмятины, но пробития борта не произойдет. При нагревании эти вмятины легко устраняются.
  • Хорошая теплоизоляция, позволяющая эксплуатировать судна в условиях даже очень низких температур.
  • Возможность управлять лодкой посредством переноса веса тела. Тело гребца соприкасается с корпусом в пяти точках, поэтому его движения передаются судну. Здесь можно задействовать не только руки, но также ноги и спину.
  • Возможность легко выполнять крен и резкие повороты, а при перевороте судна вернутся в прежнее положение над водой с помощью весла, не покидая лодки.
Каркасный (разборный) каяк

Razbornaia

Представляют собой металлический каркас, обтянутый водоотталкивающей синтетической тканью. Такая байдарка очень компактно складывается, не занимает много места при хранении, ее можно транспортировать на легковом автомобиле. В этом плане они удобны.

Однако такой конструкции присуще большое количество недостатков:
  • Каркас и оболочка прогибаются, в результате чего лодкой сложнее управлять, также, как и набирать скорость.
  • Сборка такого судна занимает довольно продолжительное время.
  • Разборный каяк не применим в бурной воде, поскольку контакт с острыми камнями неизбежно приводит к повреждению оболочки и негативным последствиям для гребцов.
  • Герметичные камеры в таком судне отсутствуют, что повышают его опасность при эксплуатации. Это усугубляется сложностью в управлении из-за большого размера и отсутствии возможности использовать в управлении движения телом. Для обеспечения непотопляемости байдарку оснащают дополнительными емкостями — надувными камерами.
  • Каркасная байдарка может двигаться исключительно прямо, она неповоротлива и неуклюжа. Предназначена только для спокойных вод.
Надувной каяк

Naduvnaia

Схож с надувной лодкой, отличие состоит в большей длине и меньшей ширине. Плюсы надувной конструкции:
  • Хорошая грузоподъемность.
  • Непотопляемость.
  • Компактность и удобство перевозки.

Главный минус — малая жесткость каркаса в месте размещения гребца, в связи с чем днище прогибается, а нос и корма приподнимаются вверх. Такое положение снижает ходовые качества судна, особенно одноместного.

Также к недостаткам надувной байдарки относят:
  • Малый срок эксплуатации, связанный с недолговечностью материала изготовления.
  • Слабая осадка и, как следствие, высокая парусность, зависимость от ветра, неспособность удерживать направление движения.
Техника гребли на байдарке

Лопасти весла расположены перпендикулярно друг другу, поэтому гребки получаются быстрыми и мощными.

Процесс гребли сводится к следующему:
  • Спортсмен берет весло чуть шире плеч.
  • Левая лопасть при помощи левой руки опускается в воду, а правая поднимается вверх (не выше лба).
  • Левой рукой производится гребок, а правой следует толкать от себя до ее выпрямления.
  • Так же делается гребок с правой стороны.
  • Если байдарка немного сбилась с курса вправо, следует сделать несколько коротких и быстрых гребков слева. А если траектория движения сместилась влево — аналогичные гребки делаются справа.
  • Для смены направления движения весло опускается в воду с той стороны, куда требуется поворачивать. При этом рука сгибается, а лопасть располагается на уровне таза. Такое положение нужно удерживать до тех пор, пока судно не осуществит поворот. После этого необходимо погасить инерцию каяка, сделав мощный гребок с этого же борта, иначе лодка может завернуть в другую сторону.
  • Для остановки судна гребут в обратную сторону, не переворачивая весла. Если в плавсредстве находится несколько человек, гребут одновременно все.
  • Если один из членов экипажа располагается на корме, он может осуществлять управление лодкой, опустив весло в воду.
Основы безопасности
В основном байдарка маневренна и послушна в управлении, но несоблюдение техники безопасности может привести к весьма неприятным последствиям. Поэтому следует знать и выполнять основные правила:
  • Обязательно надевать спасательный жилет, даже если плавание обещает быть коротким. Любая лодка может перевернуться, и к этому нужно быть готовым.
  • Не следует вставать в полный рост, находясь в лодке, а также опираться на ее борта. В ней разрешается только сидеть.
  • Багаж необходимо упаковать и надежно зафиксировать, чтобы исключить намокание, потопление или нарушение баланса плавсредства.
Похожие темы: