Дерт джампинг. Правила и снаряжение. Дерты и основные трюки

Дерт джампинг. Правила и снаряжение. Дерты и основные трюки

Дерт джампинг (от английского «dirt» — грязь) дословно означает «прыжки на грязи». Однако это не вполне соответствует реальности. Вернее будет сказать, что это прыжки на земляных трамплинах. Их так и называют — дерты. А прыгают райдеры на велосипедах. Да не просто прыгают, а выполняют при этом умопомрачительные трюки, от которых у зрителей захватывает дух.

Родина этого вида спорта — Соединенные Штаты Америки, где в 1980-х гг. молодые велогонщики стали строить простейшие трамплины и выполнять на них разные трюки. Так и появился дерт джампинг. Впоследствии дерты совершенствовались, к ним были добавлены полоса разгона, вылет и приземление, что увеличило высоту прыжка. Вскоре райдеры стали разучивать трюки в воздухе, начиная с простых (убрать с руля руки, повернуть руль на лету и т.п.), и заканчивая сальто вместе с велосипедом.

Какие бывают дерты

Трамплин — это основной атрибут, без которого дерт джампинг лишается всякого смысла. Они бывают земляными либо деревянными.

Обычный (или одиночный) трамплин выполняется из земли или пиломатериалов и имеет две основные составляющие: вылет и приземка. Применение при строительстве дертов материалов из дерева позволяет сделать поверхность более удобной и контролируемой, а от этого напрямую зависит качество выполнения трюков.

Серийные дерты – это ряд трамплинов, установленных друг за другом, преодолеваемый ездоком без остановок. Если техника прыжка верна, то скорости при приземлении с одного трамплина должно хватать для разгона на другой.

Обычно серию дертов выстраивают по одной линии, но бывает, что их строят под углом друг к другу. Такие конструкции именуют трансферами. Возможно также наличие одного вылета и нескольких приземок с разной высотой и под различными углами. Такое расположение позволяет усложнить и разнообразить трассу.

Для начинающих прыгунов предусмотрены трамплины с ровной поверхностью между вылетом и приземкой. Иначе их называют столами. На них удобно разучивать трюки, да и падение намного безопаснее.

Dert dzhamping 2

Велосипеды для дерт джампинга

В самом начале развития дисциплины для прыжков пытались использовать горные велосипеды. Но их высокая рама, узкий руль и длинный вынос не очень подходили для подобных целей, поэтому велосипеды стали модифицироваться.

Сегодня дерт джампинг подразумевает использование велосипедов двух видов: BMX и MTB.
  1. BMX — велосипеды. Отличаются небольшим размером, 20-дюймовыми колесами и удлиненной рамой. Сами рай­де­ры нередко дополняют конструкцию своего «коня» широким сиденьем для мягкого приземления и удобного удержания велосипеда при выполнении трюков. Тормоза находятся на задних колесах. Несмотря на маленькие габариты, таким великом управлять в воздухе достаточно непросто, поскольку он крайне нестабильный. Поэтому ВМХ — велосипеды — не самый популярный выбор райдеров.
  2. МТВ (Mountain Bike) — велик, специально предназначенный для езды по бездорожью. Такие велосипеды используются для различных дисциплин, однако дерт джампинг предъявляет к их конструкции особые требования. В частности, рама у них меньше, колеса имею размер 24-26 дюймов, а число передач — всего одна. 24-дюймовый размер колес обеспечивает наибольшую прочность при легкости всего агрегата в целом. Кроме того, они легче входят в повороты. ­Колеса в 26 дюймов устойчивее на скорости, поднимают базу велосипеда, снижая риск поймать пень или корень дерева. Рама оснащена длинной верхней трубой, что повышает маневренность при трюках и стабильность при прыжках.

Отдельно следует сказать про тормоза. Этой детали не уделяется слишком большого внимания, поскольку профессионалы катаются и вовсе без них. Могут устанавливаться самые простые и бюджетные варианты тормозов. И все же, они необходимы, ведь высота трамплинов имеет тенденцию повышаться год за годом.

Velosiped dlia dart dzhampinga

Защитное снаряжение для дерта

Дерт джампинг — очень травмоопасный спорт, поэтому без защитной амуниции просто не обойтись. Выбирая ее составляющие, необходимо помнить, что самое главное условие — это удобство. Приобретя защиту, следует не просто примерить ее, а побыть в ней некоторое время, попрыгать, подвигать головой или ногами. Если она не стесняет движений, не сползает, не перекручивается — значит, это то, что нужно.

Наиболее важной составной частью защитного снаряжения у ездока выступает шлем. Он всегда должен быть на голове ездока, независимо от опыта и профессионализма. Многие новички стремятся перестраховаться и покупают фул-фейсы. Однако это излишне. Такой шлем много весит, загораживает обзор, да и к тому же, в нем становится слишком жарко. Достаточно обычного шлема-котелка. Важно обратить внимание на его цвет — лучше, если он будет ярким. Ездока в таком аксессуаре невозможно не заметить ни пешеходу, ни водителю, ни другому райдеру. Кроме того, яркий шлем можно использовать как сигнал, если вдруг понадобится помощь.

Следующим важным элементом выступает защита колена. Пренебрегать ею не стоит, поскольку травмы колена чреваты проблемами на всю оставшуюся жизнь. А травмируется эта часть тела в дерт джампинге весьма часто.

Многие начинающие райдеры надевают защиту только на голени. Удары в эту часть тела хотя и болезненны, но большого ущерба здоровью не наносят. Можно использовать объединенную защиту — колено-голень.

Полезным аксессуаром являются также и перчатки. При падении они защищают ладони, а кроме того, повышают сцепку рук с рулем велосипеда. Желательно, чтобы они были с пальцами, ведь на пальцы ложится основная нагрузка.

Еще одна часть тела, нуждающаяся в защите, это локти. Хотя страдают они не очень часто, все же это сустав, а к суставам следует относиться бережно.

Правила поведения

Dert dzhamping 3

Тем, кто только встает на экстремальный путь, мечтая освоить профессиональный дерт джампинг, следует запомнить основные правила поведения на трассе:

  • Берите с собой средство связи (мобильный телефон).
  • Соберите минимальную аптечку, состоящую из бинтов, йода и лейкопластырей.
  • Обязательно надевайте защитное снаряжение.
  • Используйте только специальные велосипеды и даже не пытайтесь заниматься дерт джампингом на великах для туризма и т.п.
  • Дерты, построенные кем-либо другим, переделывать не полагается.
  • К трамплинам относитесь бережно, особенно к вылетам, поскольку это наиболее хрупкая составная часть конструкции.
  • Ни в коем случае не совершайте прыжок, если что-то пошло не так — тормозите или сворачивайте, от греха подальше.
  • Научитесь оказывать первую помощь, это может пригодиться не вам, так другим, ведь травмы и дерт джампинг — почти синонимы.
  • Берите с собой запас питьевой воды.
  • Усталость — очень плохой компаньон на занятиях, избегайте прыгать в таком состоянии.
  • Заниматься дерт джампингом в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения категорически запрещено.
  • Не оставляйте мусор на площадках.
  • На площадку не принято приводить с собой друзей, не участвующих в занятиях.
  • Если на площадке строят новые дерты, не оставайтесь пассивным наблюдателем — предложите помощь.
  • Не прыгайте при наличии на площадке посторонних — настойчиво просите всех покинуть трассу, особенно мам, гуляющих с детьми.
Трюки на дертах
Dert dzhamping 4
К самым популярным и зрелищным трюкам, выполняемым райдерами, можно отнести:
  • Сальто назад с велосипедом.
  • Прокручивание руля на 360 градусов.
  • Перенос ноги через раму.
  • Закидывание ноги на руль в прыжке.
  • Занос кормы велосипеда в сторону.
  • Снятие обеих ног с педалей в полете.
  • Байк и райдер летят по отдельности.
  • Велосипед закладывается на бок на 90 градусов.
  • Райдер оборачивает раму вокруг руля.

На­пос­ле­док следует сказать: все прыжки только кажутся простыми в выполнении. В действительности же дерт джампинг — опасный вид спорта, требующий обучения и хорошей подготовки, а также полной концентрации и систематических тренировок.

Похожие темы: