Велокросс. Принцип и польза. Кросс-байк и особенности

Велокросс. Принцип и польза. Кросс-байк и особенности

Велокросс представляет собой езду на велосипеде по разным дорогам: ровным асфальтированным, грунтовым с препятствиями, а иногда и перетаскивание велосипеда на себе. В спорте эта дисциплина называется «циклокросс». Она подразумевает езду на скорость по сложной круговой трассе на специальном циклокроссовом велосипеде.

За рамками спорта по велокроссом понимается езда на пониженных передачах по бездорожью. У многих это занятие ассоциируется с реками грязи, что, в принципе, недалеко от истины.

История велокросса

Считается, что велокросс зародился во Франции. Организатором первого в истории заезда стал француз Даниэль Гуссо в 1902 г. Причем это были не просто соревнования, а чемпионат Франции. Новая спортивная дисциплина распространилась в соседние государства- Бельгию, Нидерланды, Испанию, Италию, Швейцарию и Люксембург.

Первый мировой чемпионат состоялся в 1950-м году в Париже, победителями в нем стали хозяева соревнований. В последующем титул чемпиона 7 раз получал Эрик де Фламинк из Бельгии, брат известного гонщика Роджера де Фламинка.

Наибольшее развитие велосипедный кросс получил в Бельгии и Нидерландах, хорошие результаты демонстрируют спортсмены из Франции, Чехии, Италии и Германии. Лидирующие позиции среди женщин занимают гонщицы из США и Великобритании.

Первый исторический случай применения механического допинга был зафиксирован как раз в велокроссе. 2016 г на чемпионате мира был обнаружен мотор в велосипеде бельгийской гонщицы Фемке ван ден Дриссе был найден мотор. В результате долгих разбирательств спортсменка была дисквалифицирована на 6 лет.

В нашей стране велокросс не пользуется большим спросом, поскольку не входит в программу Олимпиады, а значит, достаточного финансирования от государства не получает. Однажды президент федерации велоспорта выступил с инициативой в МОК о включении велокросса в зимние игры, но МОК это предложение не поддержал. Поэтому в настоящее время проводятся только региональные чемпионаты.

Что такое велокросс

Это велосипедные заезды по пересеченной местности. Велосипедисты движутся по трассе, включающей в себя не только асфальт, но и брусчатку, гравий, грунт, траву и пр. На их пути могут встречаться подъемы, спуски и искусственные препятствия: холмы, барьеры и др. Некоторые из них, особенно сложные, приходится преодолевать бегом, с велосипедом на плече.

Velokross 2

Велокросс состоит из нескольких кругов, протяженность каждого из которых около 3 км. Заезд среди мужчин длится чуть больше часа, среди женщин — 40 мин. Но это усредненные показатели — все зависит от трассы. Некоторые дистанции просты и позволяют развить хорошую скорость, другие же участки имеют высокий уровень сложности, особенно при плохой погоде. Поэтому средний показатель скорости колеблется на уровне 20 км/ч.

Трасса по велокроссу обязательно имеет «пит-зону» — в ней спортсмен вправе поменять железного коня на другого при помощи квалифицированного персонала. Делать это приходится отнюдь не редко, ведь велокросс сопряжен с большим количеством поломок вследствие сложности трасс. Если же идет дождь или мокрый снег, то грязь налипает на колеса байка, и его приходится чистить каждый круг.

Состязания по велокроссу имеют сезонный характер — их организуют осенью и зимой, когда шоссейные гонщики отдыхают. Эта особенность дает возможность спортсменам выступать как в шоссейном велоспорту, так и в велокроссе.

Velokross 3

Характеристики велосипеда

Велосипеды для велокросса приобрели большую популярность, чем сама дисциплина. На основе гоночного байка появилось множество двухколесных транспортных средств, используемых для прогулок и путешествий, поездок на работу и по магазинам. От велокроссовых железных коней им достались многие характеристики, позволяющие ездить по бездорожью и при любых погодных условиях.

Kross-baik

Кроссовый велосипед – представляет собой гибрид шоссейного и МТБ. В принципе, он универсален в применении, поэтому пользуется большим спросом велолюбителей.

С помощью кросс-байка можно:
  • Путешествовать на большие дистанции.
  • Ездить в городских условиях.
  • Передвигаться по пересеченной местности.
Внешне он похож на шоссейный велосипед, однако его параметры таковы:
  • 28-дюймовый диаметр колес.
  • Вытянутые задние перья.
  • Узкие покрышки.
  • Самая большая передняя звезда соответствует шоссейной 48Т.

Размер колеса позволяет кросс-байку легко подниматься в гору. Однако маневренность его ниже, чем у шоссейного собрата, за счет веса 28-дюймовых колес.

Рама по форме аналогична шоссейной, но трубы толще, что также утяжеляет агрегат. Она может быть изогнутой — это облегчает переноску байка на плече. Кареточный узел размещается выше, за счет чего на ровной дороге страдает курсовая устойчивость.

В отличие от шоссейных велосипедов, гибриды имеют амортизированную вилку. Вилка плюс тяжелая рама и колеса в итоге снижают скорость при движении по шоссе. Зато покрышки, адаптированные под условия бездорожья, дают возможность без затруднений преодолевать дороги с грунтовым и плохим покрытием.

Давление в шинах гибрида регулируется в зависимости от маршрута и условий окружающей среды. Для того, чтобы сцепка со скользким покрытием или гравием была лучше, опытные гонщики понижают давление, увеличивая площадь соприкосновения покрышки с поверхностью.

Тормоза у гибрида векторные тормоза (у гоночных — клещевые). Некоторые виды кросс-байков оборудуются механическими дисковыми тормозами. Преимущества дисковых тормозов в том, что их не нужно обслуживать и они очень эффективны при движении по грязи.

Велокросс проходит на меньших скоростях по сравнению с обычной гонкой, поэтому на кроссовых велосипедах стоят пониженные передачи. Тросы располагаются в верхней части рамы — это защищает систему от попадания грязи и позволяет переключать передачи даже при движении по воде.

Мифы о гибридных велосипедах
С распространением кроссовых байков распространилось и множество мифической информации об их возможностях. Вот основные из них:
  • Гибрид не выдерживает езды по ухабам, кочкам, прыжков с бордюров и т.п. Это не так — преодолеть небольшие преграды им вполне по силам, для этого они и предназначены. Если кататься на кроссовом велосипеде только по асфальту, в его приобретении нет никакого смысла.
  • Кросс-байк не может двигаться с грузом. Хотя велосипед имеет легкую конструкцию, он в состоянии нести на себе груз порядка 100 кг. Однако ездить на нем с пассажиром все же не рекомендуется.
  • Кроссовый агрегат можно переоборудовать в горный, заменив покрышки и амортизированную вилку. Возможно, некоторые характеристики маунтинбайка и появятся, но рама останется адаптированной под усредненный стиль езды, и полноценным горным велосипедом он все равно не станет.
  • Разницы между проходимостью колес в 26 и 28 дюймов не существует. Эта разница не очень заметна при движении по бездорожью, а вот на асфальте становится ощутимой из-за габаритов шин.
Польза велокросса

Velokross 4

Для многих любителей велокросс — это очень весело. Они с удовольствием мчатся сквозь грязь, листья, объезжают корни деревьев, подпрыгивают на кочках и несутся со склонов.

Помимо экстремального удовольствия, велосипедный кросс имеет и другие достоинства:
  • Возможность хорошо проработать крупные мышечные группы корпуса, рук и ног. Катаясь на шоссейнике, такой уровень нагрузки не получишь, даже при длительной езде.
  • Приобретение навыков управления байком на профессиональном уровне. Это и понятно: сложнее заезда, чем велокросс, и представить нельзя. Полученные навыки не помешают и в обычных поездках, ведь никакие «нештатные» ситуации уже будут не страшны.
  • Занятия велокроссом не зависят от погоды и дорожного покрытия. Чем они хуже — тем лучше для езды. В этом случае пара часов способна заменить длительную тренировку в спортзале.
  • Кросс на велосипеде — отличный способ отдохнуть от городской суеты, полюбоваться лесным или полевым пейзажем. Именно особый эмоциональный настрой, создаваемый велокроссом, сделал этот спорт таким популярным.
Похожие темы: