Лодка для академической гребли. Виды и устройство. Как грести

Лодка для академической гребли. Виды и устройство. Как грести

Лодка для академической гребли — это легкое, узкое и удлиненное судно с подвижными сидениями, где весла крепятся за бортом на специальных вертлюгах. Типов лодок в этом виде спорта существует немало. Они делятся на классы и обозначаются символами в зависимости от размера, наличия или отсутствия рулевого, а также от техники гребли (распашные, когда гребут одним веслом, или парные, когда гребут двумя веслами). Но все их можно объединить в две большие группы — гоночные и учебные.

Конструкция гоночных лодок

Международными правилами академической гребли не установлено обязательных требований к размерам или особенностям конструкции лодок. Однако зависимость скорости судна от его веса и некоторых других параметров стало причиной того, что некоторая унификация все же имеется.

Lodka dlia akademicheskoi grebli 2

Поначалу скорость, которую может развить лодка для академической гребли, пытались увеличить за счет уменьшения площади ее соприкосновения с водой посредством укорачивания корпуса. Но эти попытки не увенчались успехом. Положительные результаты принес метод от противного — удлинение корпуса одновременно с его сужением и углублением. Правда, такие судна требуют наличия хорошего уровня подготовки гребцов.

Сегодня корпус гоночной лодки имеет чашеобразный вид. Ее нос и корма закрыты герметичной декой. Нос лодки заострен, поэтому на него устанавливают шар из упругого материала не менее 40 мм в диаметре — обязательное требование безопасности.

С течением времени и появлением новых технологий менялись и материалы для производства. Прежде для этой цели применяли красное дерево и кедр. Но с начала 20 века, когда изобрели водостойкую клейковину, лодки стали делать из клееной фанеры. Обшивка судна гладкая, разных расцветок. А вот изнутри поверхность отделывается древесиной.

Гоночная лодка для академической гребли представляет собой объект продолжающихся исследований. Ее стараются усовершенствовать за счет улучшения аэродинамики, новых высокотехнологичных материалов, расчета прочности с помощью компьютеров и других способов.

Конструкция учебных лодок

Lodka dlia akademicheskoi grebli 3

В отличие от гоночных лодок, параметры учебных регламентируются. Их размеры зависят от условий и целей применения. Учебные лодки подразделяют на:

  • Гички шириной 78 см, предназначенные для изучения техники гребли, для водного туризма, а также для гонок среди новичков. На них устанавливают сплошной привальный брус и парные уключины. Это делает возможным применение и парной, и распашной техники.
  • Морские шлюпки используемые для плавания в морских водах. Они шире, отличаются своей конструкцией и посадкой экипажа в ней в направлении от средней линии. Вертлюги монтируются на привальных брусах.

Раньше для производства этих плавсредств также применяли древесину. Сегодня предпочитают прочный стеклопластик. Хотя его плотность выше, чем у дерева, непотопляемость судна обеспечивается посредством установки приспособлений, повышающих плавучесть.

Как устроена лодка для академической гребли

Ustroistvo lodki

В конструкцию лодки входят следующие основные элементы:

  1. Кронштейн (крыло). Необходим для закрепления весел и их упора. Материалом его изготовления выступает алюминий или высокопрочный пластик.
  2. Вертлюг — уключина для весла, устанавливаемая на внешней поверхности борта.
  3. Отвод — алюминиевая деталь, обеспечивающая жесткость всей конструкции.
  4. Специальная обувь для фиксации стопы в упоре.
  5. Подножка — система упора ног спортсменов, оснащенная механизмом для регулирования. Производится из карбона или водонепроницаемой фанеры.
  6. Банка — подвижное сиденье спортсмена. Его производят из дерева и обрабатывают водостойким лаком. Банка в своей конструкции имеет каретку на колесиках, предназначенную для регулировки положения сиденья.
  7. Полозки — желоба из алюминия, предназначенные для передвижения банки.
  8. Инспекционный люк — устройство для слива воды из лодки.
  9. Накладка против скольжения — площадка, на которую становится спортсмен при посадке. Она выполнена из абразивного материала.
  10. Фальшборт — элемент корпуса, предотвращающая заплескивание воды. Высота его может достигать 30 см.
  11. Козырек — деталь, не позволяющая спортсмену намокнуть от всплесков и брызг.
  12. Дека.
  13. Держатель флюгарки — таблички с идентификационным номером судна на состязаниях.
  14. Резиновый шарик, монтируемый на нос с целью защиты от повреждений при возможных столкновениях.
Гребной отсек

Включает в себя банку, полозки, отсек для ног, подножку и выносную уключину. Полозки гоночного судна имеют ширину 23 см и длину 72 см, а учебного – соответственно 28 см и 65 см. В сторону носа полозки имеют подъем на 15 мм. Посадку в гребной отсек упрощает специальный мостик.

Подножка

Необходима для упора ногами при движении. Ее длина регулируется и рассчитана обычно на 7 положений. Лодка для академической гребли предусматривает в своем устройстве специальную обувь (кроссовки), прикрученные прямо к подножке. Угол и силу отталкивания регулирует сам спортсмен с учетом своего телосложения. В гоночных лодках угол наклона составляет 38-40 градусов, а в учебных – 42-45. Средняя длина подножки — 65 см.

Выносная уключина

Выносная уключина – это стальной кронштейн в виде трубки. На нем вокруг стержня вращается вертлюг, выполненный чаще всего из пластика. Такое устройство предназначено для того, чтобы изменять расстояние от середины стержня до середины лодки и устанавливать необходимую длину рычага. В гоночных это расстояние равно 780-830 мм, в учебных — строго 800 мм.

Конструкция распашного судна предусматривает размещение уключин поочередно с двух сторон. Это помогает удерживать траекторию движения плавсредства, особенно в четырех- и восьмиместных суднах.

Весло

Распашные и парные весла имеют одинаковую конструкцию и отличаются только по своей длине, площади лопасти и весу:

  • Распашное весло: длина — 385 см для мужчин и 360 см для женщин, площадь – 1060 см². для мужчин, 900 см². для женщин, вес — 4,1 — 4,3 кг.
  • Парное весло: длина – 300 см для мужчин и 295 см для женщин, площадь — 710 см². для всех, вес — 2 — 2,2 кг.

Для детей 8 — 12 лет существуют весла с уменьшенными лопастями.

Весло для гребли должно быть высокопрочным и легким. Поэтому в качестве материала изготовления выбирают ценные породы древесины — сосну, ясень, канадскую пихту. В ручке имеется полость. Его склеивают из несколько планок, на которых имеются желобки, препятствующие попаданию воды.

Часть весла, находящая в вертлюге, подвержена повышенному износу. Для его предотвращения она защищена специальной манжетой из синтетики. Ход весла и фиксацию длины внутреннего рычага обеспечивает передвижной каблук.

Лопасти делают из вспененной пластмассы, придающей высокую прочность. Они смещены относительно «спинки» на 4 градуса. Под аналогичным уклоном расположена площадь опоры в вертлюге к вертикальному стержню уключины. Такая конструкция делает ведение лопасти в воде стабильным и предсказуемым.

Наладка лодки

Все детали судна, имеющие механизмы регулировки, до начала состязаний подгоняют под индивидуальные параметры и уровень подготовки конкретного спортсмена. Это касается длины полозков и установки подножки. Кроме того, осуществляется выбор удачного соотношения длины внешнего и внутреннего рычагов.

Техника гребли

Методы парной и распашной гребли практически не различаются.

  • Гребки производятся циклически, спортсмен чередует толчок и «холостой ход». Гребки следуют друг за другом непрерывно, без пауз.
  • Первая фаза — захват. Лопасть весла направляется к корме, а гребец отъезжает назад на банке.
  • Вторая фаза — подъезд. Весло поднимается из воды и движется назад, а спортсмен на банке возвращается в исходную позицию.
  • Переход между двумя фазами должен происходить плавно, чтобы гребки осуществлялись без рывков. Ведь от них зависит скорость плавсредства.
  • Внутренний рычаг не рекомендуется поднимать или опускать очень сильно. При заносе и погружении лопасти придают вертикальное положение. В фазе подъезда ее поворачивают, не соприкасаясь с водой, с целью снижения аэродинамического сопротивления.

Определяющую роль играет физическая работа членов экипажа. Движения должны иметь естественный характер, поэтому никаких требований к позам гребцов не устанавливается.

При захвате корпус, ноги и руки готовятся к выполнению гребка. Когда весло становится вертикально к корпусу, гребец прикладывает максимальную силу, чтобы совершить толчок. В фазе отдыха спортсмен немного отклоняет туловище и концентрируется на грамотном подъеме весла. Техника гребли характеризуется постепенным возрастанием давления и длины гребка. Частота гребков в минуту определяется классом плавсредства, числом спортсменов в нем и погодой.

Lodka dlia akademicheskoi grebli 4

Можно указать их среднее количество:
  • Восьмиместная лодка для академической гребли – 31-44.
  • Распашная четырехместная – 34-40.
  • Двухместная – 30-36.
  • Одиночная – 28-34.
Похожие темы: