Шоссейные гонки. Виды и особенности. Велосипед и интересные факты

Шоссейные гонки. Виды и особенности. Велосипед и интересные факты

Шоссейные гонки на велосипедах — одно из популярнейших направлений в велосипедном спорте. Самые первые официальные состязания, которые имели место в велоспорте, были как раз по шоссейным гонкам. С тех пор они проходят каждый год, а самым известным является Тур де Франс.

История дисциплины

Исторически первый заезд по шоссе состоялся в 1868 г неподалеку от Парижа. От этой даты шоссейные гонки отсчитывают свою историю. Через год был проложен маршрут Париж – Руан в 122 км, преодолеть который отважились 400 велосипедистов. Правда, до финиша добралось только 32. Первенство в турнире одержал Джеймс Мур, чем увековечил себя в истории этой дисциплины.

Все состязания по велоспорту отныне проходили исключительно по шоссе. Велосипедный спорт вошел в программу Олимпиады в 1896 г. На Играх были проведены пять трековых гонок и одна шоссейная.

Всемирно известное соревнование по велосипедным гонкам – это, конечно, Тур де Франс. Он имеет интересную историю. Так, в конце 19 в. заезды на турнирах приобрели многодневный характер. Спортсмены даже останавливались на ночлег в гостинцах. Подобным образом француз Жуайро в 1895 г. объехал на велосипеде всю Францию за 18 дней. Вслед за ним спортсмен Анри Дегранж загорелся идеей организовать шоссейные гонки через Францию. Так и возник Тур де Франс, сегодня представляющий собой самое культовое и зрелищное соревнование в велоспорте.

Какие бывают шоссейные гонки

Подвидов гонок всего три:
  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.
  3. Критериум.
Индивидуальная гонка

SHosseinye gonki Individualnaia

В индивидуальном заезде старт производится поочередно, через каждые 2-3 мин. Очередность определяется, исходя из мирового рейтинга велосипедистов-участников турнира. Причем наиболее сильные спортсмены выходят на дистанцию последними.

Победителем такой гонки становится не тот, кто пришел к финишу первым, а тот, кто уложился в отведенное время. В этом главная сложность. Если при групповом состязании можно применять различные тактические приемы для того, чтобы обогнать соперников, то в индивидуальной это совершенно бессмысленно.

Индивидуальные гонки входят в состав гранд-туров в качестве одного из этапов, а также выступают обязательной дисциплиной на Мировых Играх.

Групповая гонка

SHosseinye gonki Gruppovaia

Проходит между командами, в каждой из которых может быть 4-9 спортсменов. Всего на трассу выходит порядка 200 человек. Все выходят на дистанцию одновременно и стремятся прийти к финишу первыми. Определяющим фактором для достижения победы здесь выступает не столько физическая подготовка, сколько умение использовать тактические приемы.

Групповые гонки характерны для многодневных турнирах, главный пример которого — вышеупомянутый Тур де Франс.

Особенность такого заезда в том, что целая команда может работать на победу своего лидера. Таких гонщиков называют грегори, и они выполняют функции по защите своего лидера от атак противников, от ветра и т.п.

Критериум

Представляет собой шоссейные гонки по кругу в городских условиях. Протяженность круга может варьировать от 1 до 3 км, а проехать их нужно примерно 50 (этот вопрос решают организаторы и судейская коллегия). После прохождения установленного числа кругов имеется промежуточный финиш, где велосипедистам присуждаются очки. Спортсмен, пришедший к промежуточному финишу первым, зарабатывает 5 очков, второй — 3, третий — 2, а четвертый, соответственно, — 1.

Участники заезда вправе помогать друг другу, передавая еду, питье или ключи для ремонта велосипеда. А вот передавать свой байк, меняться колесами и помогать отстающему можно только членам одной команды. При этом подталкивать велосипедиста категорически запрещено.

SHosseinye gonki Kriterium

Обычно состязания по критериуму выступают завершающим этапом крупных гранд-туров и проходят на коммерческой основе. А наградами в них являются велосипедные майки.

Шоссейный велосипед

Шоссейные гонки всегда очень динамичны, велосипедисты, стремящиеся к финишу, развивают большие скорости. Это определяет характеристики шоссейного байка.

Прежде всего, он предназначен для езды по ровным асфальтовым трассам, имеет свободный ход и мультискоростную трансмиссию. Их не оснащают дисковыми тормозами, поскольку такой диск может стать причиной увечья при падении.

SHosseinyi velosiped

Самый главный параметр шоссейного байка — малый вес. Для облегчения конструкции используется удлиненная рама из карбона и топовый обвес. Удлинение рамы позволяет сделать агрегат устойчивее и повысить его аэродинамичность.

Форма руля велосипеда — так называемый «баран». Его свойства позволяют держатся за верхнюю часть руля, а набрав скорость, схватиться за нижнюю.

Для повышения продуктивности вращательных движений гонщика, байк для шоссе оснащается контактными педалями. С их помощью фиксируется стопа и можно работать одновременно обеими ногами: одной давить на педаль, а другой тянуть ее снизу.

Первоначально для этого применялись ремешки-туклипсы, но они обнаружили ряд недостатков:
  • Хуже удерживают стопу.
  • Из них сложнее выбраться в случае нештатной ситуации.

С ними было проще в том плане, что никакой специальной обуви не требовалось. А контактные педали обязывают использовать велосипедные туфли с шипами.

Колеса шоссейника имеют диаметр 28 дюймов. Они трубчатые, а вместо протектора на них имеются водоотводящие канавки, поскольку агрегат используются только на ровных трассах. Можно встретить велосипеды с дисками из углепластика — это делает массу еще меньше.

На шоссейный байк можно монтировать багажник, но на состязаниях лишний груз ни к чему. Поэтому вместо оного на велосипедах гонщиков присутствуют крепления для бутылки и насоса.

Единственная область применения такого велосипеда — шоссейные гонки. На нем не поучится ездить по грунтовой дороге или прыгать через препятствия.

Интересные факты о Тур де Франс

Tur de Frans

  • Тур де Франс — самый протяженный в мире. В 1926 г. преодолеваемое спортсменами расстояние составило 5 745 км.
  • В одной из гонок участниками тура было использовано рекордное количество бутылок с водой — 42 тысячи.
  • Гонщик Эдди Меркс, участвующий в Туре, первым завершил 34 этапа, установив тем самым рекорд числа туров, выигранных одним спортсменом.
  • Еще одно название Тура — La Grande Boucle или «Большая петля», что связано с параметрами маршрута.
  • На каждом этапе велосипедист сжигает порядка 4000 калорий, а за весь заезд — 123900. Для сравнения: столько же энергии содержится в 252 двойных чизбургерах.
  • Среднее число вращательных движений за 21 день шоссейной гонки составляет 486000, то есть за 1 мин. гонщик делает 90 оборотов.
  • До 1960-х гг. некоторые участники Тура принимали спиртное, чтобы легче переносить напряжение. Затем алкоголь быль запрещен — его приравняли к допингу.
  • Нагрузки, испытываемые велогонщиками настолько велики, что с потом выводится жидкость в количестве, равном 39 походам в туалет.
  • Число болельщиков, собирающихся на трассе Тур де Франс, — более 12 млн. Это самое масштабное спортивное мероприятие на всем Земном шаре.
  • 1919 г. известен тем, что к финишу пришло наименьшее число гонщиков — всего 10.
  • Дни между этапами используются участниками не для отдыха: им приходится кататься хотя бы по 2 ч в день, чтобы вывести из мышц скопившуюся молочную кислоту.
  • Самый маленький временной разрыв между первым и вторым местом был зафиксирован в 1989 г. и составил 8 сек.
  • Общий размер призового фонда соревнования составляет 4,3 млн. долларов.
  • Помимо 12 млн. зрителей, наблюдающих Тур де Франс на трассе, еще 3,5 млрд. смотрит прямую трансляцию по телевизору.
  • Число покрышек, используемых в туре, составляет порядка 790 штук.

  • Раньше между этапами участникам предоставлялось не 2 дня отдыха, а 14. Езда имела место ночью, а дни использовались для восстановления организма.
  • Победитель Тура 1947 г. Жан Робич прославился тем, что использовал на спусках бутылки со свинцом для увеличения скорости.
  • Рекордная продолжительность владения желтой лидерской майкой лидера принадлежит Эдди Мерксу и составляет 96 дней.
  • В последние годы женщины преодолевают завершающий этап Тура отдельно от мужчин. Первой победительницей из числа представительниц прекрасного пола стала Марианна Мартин из США.
  • Первым чемпионом Тура стал в 1904 г. Морис-Франсуа Гарен. Однако позже он был уличен в мошенничестве и дисквалифицирован.
  • Рекорд скорости на шоссе был установлен в 2005 г и составил 41,36 км/ч.
  • Гран-При Тур де Франс — 609 525$. Традиция такова, что эту сумму победитель делит между всеми членами команды.
Похожие темы: