Парусный спорт (Яхтинг). Виды и правила. Особенности и экипировка

Парусный спорт (Яхтинг). Виды и правила. Особенности и экипировка

Парусный спорт (яхтинг) — это олимпийская дисциплина, в которой спортсмены состязаются в преодолении водной дистанции на судах, приводимых в движение силой воздушных потоков. Соревнования в яхтинге носят название «регата».

История развития

Судоходство возникло около шести тысяч лет назад. Его появление было обусловлено необходимостью ведения торговли, осуществления морских перевозок, ловли рыбы. Но постепенно от него отделилось мореплавание под парусом на яхтах. Эти суда использовались для состязательных заплывов и отдыха.

Утверждается, что парусный спорт как отдельная дисциплина сформировался в Нидерландах в 16 в. Впервые это словосочетание встречается в голландско-латинском словаре. Однако первые официальные заплывы на парусниках состоялись в Англии в 1661 г. В 1720 г. в Ирландии открылся Коркский Королевский Яхт-клуб.

В 1775 г. в Англии сформировалась Камберлендская флотилия для тренировок и организации регат. Несмотря на это, до середины 19 в основным предназначением яхт оставались морские прогулки.

В 1812 г. в Каусе открылся старейший яхт-клуб в Англии — Королевская яхтенная эскадра. Вслед за ним аналогичные клубы стали появляться в других странах (Швеции, США, Франции, России). С 1900 г. парусный спорт входит в состав Олимпиады в количестве 11 программ.

Первый международный союз парусного спорта сформировался в 1907 г. Сегодня развитием этого направления занимается Международная федерация. В ее составе насчитывается свыше 100 национальных федераций, в том числе российская.

Виды парусного спорта

Разработано несколько классификаций парусных регат.

Масштаб регаты:
  • Кругосветные.
  • Океанские.
  • Морские.
  • Локальные.
Класс яхт:
  • Монотипные регаты — между яхтами строго регламентированной конструкции и размеров.
  • Соревнования макси-яхт — между габаритными парусниками длиной от 30 м.
  • Гонки яхт, соответствующих одному или нескольким критериям (установленной длине, площади паруса и пр.).
  • Состязания крейсерских яхт — судов, предназначенных для длительного автономного плавания, и швертботов — парусных плавсредств, имеющих шверт — специальное выдвижное приспособление, не позволяющее ветру снести яхту.
  • Регаты однокорпусных яхт.
  • Заплывы катамаранов — двухпалубных и тримаранов — трехпалубных судов.
Численность и состав экипажа:
  • Одиночными, в которых на судне находится один спортсмен.
  • Командными, когда управление яхтой осуществляет несколько человек.
  • Возрастные — для спортсменов определенных возрастных категорий.
  • Мужские или женские.
Тип дистанции:
  • Этапные гонки, где трасса делится на несколько частей.
  • Рейсовые, подразумевающие следование по установленному маршруту без остановок.
Продолжительность:
  • Короткие.
  • Длинные.
Правила проведения и оценки результатов:
  • Матчевые — проводится несколько парных заплывов, и каждый спортсмен по очереди соревнуется с остальными участниками.
  • Командные — между собой соревнуются экипажи парусников.
  • С пересадкой — все яхтсмены проходят дистанцию на каждом из судов, заявленных к участию в регате.
  • Гандикапные — состязания между яхтами разных классов, когда полученные результаты пересчитываются с учетом гандикапных баллов.
  • По приходу — первенство одерживает парусник, первым пересекший финиш.
Правила соревнований

Parusnyi sport 2

Парусный спорт включает в себя 7 состязательных гонок между яхтами разных типов. Цель соревнующихся — быстрее соперников преодолеть дистанцию установленной протяженности. Команда «Старт» дается для всех участников сразу. До этого сигнала допускается плавать и маневрировать, не пересекая линию отсчета.

Водная трасса оборудуется буйками, которые необходимо обойти в заранее установленном порядке и с определенной стороны. Побеждает спортсмен или команда, первыми добравшиеся до финиша, выполнив все поставленные задачи.

Экипировка яхтсмена

Ekipirovka iakhtsmena

Одежда участников соревнований зависит от типа гонки, ее продолжительности и погодных условий. Если заплыв проходит на короткой дистанции летом, то рекомендуются футболка и шорты. Длительный маршрут в морских водах выдвигает свои требования к обмундированию: здесь необходим гидрокостюм или комбинезон, способные обеспечить защиту от ветра и соленой воды. Костюм должен быть изготовлен из дышащего материала. С целью теплоизоляции под него может надеваться специальное термобелье.

Обувь для гонки подбирается также с учетом поставленных перед спортсменом задач. Если регата непродолжительная, а погодные условия хорошие, то подойдут кеды или мокасины. Для затяжных маршрутов лучше отдать предпочтение специальным туфлям для яхт («deck shoes»). Они прочные, хорошо держатся на ногах, не пропускают воду и имеют плоскую подошву, препятствующую скольжению. Если идет дождь, понадобятся специальные резиновые сапоги на плоской подошве с подкладкой из ткани. Они традиционно имеют белый цвет, что позволяет не испачкать палубу.

Для удобства управления яхтой незаменимы перчатки из искусственной кожи со вставками из кевлара. Эти перчатки имеют укороченные пальцы и усиленные ладони, а на запястье надежно фиксируются липучкой. В холодную погоду применяются перчатки из неопрена.

Еще одним необходимым аксессуаром яхтсмена выступают очки от солнца. Они должны быть оснащены небьющимися стеклами.

Парусный спорт — правда и вымысел

Parusnyi sport 3

  • «Состязание на Кубок Америки носит название континента». Это не так. Гонка получила такое имя в честь шхуны «Америка», одержавшей первенство в английской регате в 1851 г.
  • «Во время кругосветной регаты парусником управляют все члены экипажа». Это происходит не всегда. Иногда вместе с командой плывут корреспонденты, проводящие съемку гонки. Они ни коим образом не участвуют в управлении.
  • «Все участники заплыва стартуют единовременно». Обычно так и происходит, но в определенных ситуациях возможен повторный старт, в частности, если яхта сломалась и понадобился ремонт. Порой старт производится в течение нескольких дней и даже недель.
  • «Главный приз в состязаниях один». Иногда награждаются два спортсмена, пришедших к финишу первыми и затратившие минимальное время на прохождение препятствий.
  • «Парусный спорт предъявляет высокие требования к росту и физической форме». Это неправда. В этой дисциплине физические данные не играют большой роли. Наличие множества классов яхт позволяет выбрать плавсредство для каждого, с учетом всех его индивидуальных параметров.
  • «Женщина на судне — к беде». Это всего лишь предрассудок. Многие представительницы прекрасного пола показывают прекрасные результаты и не уступают мужчинам.
  • «У яхты несколько якорей».Вернее, не несколько, а ровно три: универсальный, тяжелый и запасной. Также обязательно наличие двух якорных цепей: основной, длиной от 50 м, и запасной.
  • «Нос яхты всегда должен быть заострен, а корма – закруглена». Это необязательное условие. Корпус призван обеспечить жесткость конструкции, на которую установлена мачта и парус, а также вместить всех членов команды. Но от его формы зависит скорость и зависимость от погоды. Так, обтекаемая форма с острым носом и тупой кормой в значительной степени повышает скоростные характеристики судна.
  • «Многокорпусные яхты быстрее и устойчивее других». Это соответствует действительности. Катамараны, тримараны и полимараны быстроходнее своих собратьев. Но они подходят только для опытных спортсменов в силу своих технических характеристик, ходовых качеств и особенностей управления.
  • «Современные яхты плывут быстрее, чем суда прошлого века». Это не так. В конце 19 — начале 20 в. существовали яхты, способные с легкостью обогнать современные. Но нынешние парусники могут продолжать движение даже при встречном ветре, чего их предшественники не умели.
  • «Парусный спорт очень сложно освоить». Если говорить о серьезных спортивных состязаниях, то такое суждение верно. Но для освоения техники любительского плавания достаточно 17 дней (10 из них — теория, 7 — практика).
  • «Заниматься яхтингом опасно». Разумеется, риск присущ парусному спорту, впрочем, как и любому направлению. Но как показывает практика, несчастные случаи имеют место исключительно из-за несоблюдения правил безопасности: отсутствие на яхтсмене спасательного жилета, плавание в состоянии алкогольного опьянения и т.п. Также несчастья случаются зачастую по вине неопытного шкипера, обучающего яхтингу без лицензии. Поэтому к выбору клуба следует подходить очень внимательно. Кроме того, яхты в обязательном порядке оснащаются спасательным инвентарем по числу находящихся на борту пассажиров, который всегда готов к использованию.
Польза и противопоказания для занятий яхтингом

Parusnyi sport 4

Парусный спорт, как и любой вид физической активности, полезен для здоровья и гармоничного развития личности. Среди плюсов от занятий им можно выделить:

  • Развитие смелости и выносливости.
  • Повышение скорости реакции.
  • Формирование навыков принятия решений.

Однако перед началом тренировок необходимо пройти медицинское обследование и исключить наличие противопоказаний. К таковым относятся:

  • Близорукость.
  • Аллергия на холод или воду.
  • Травмы или заболевания конечностей и позвоночника.
  • Дальтонизм.
Похожие темы: