Мотобол. Правила и безопасность. Мотоциклы и особенности

Мотобол. Правила и безопасность. Мотоциклы и особенности

Популярнейшим из всех командных спортивных дисциплин, безусловно, является футбол. В него играют в разнообразных вариантах: на пляже, в болоте, на столе. Но поклонники игры не останавливаются на достигнутом, желая новых ощущений. Так, в начале 20 в. кому-то в голову пришла мысль поиграть в футбол на мотоциклах. И появился еще один младший брат футбола — мотобол.

Историческая справка

Первыми погонять за мячом на байках придумали французы. Это произошло в 1930-м г. Мотобол выделился в отдельный вид спорта, очень быстро — стали открываться многочисленные клубы. 1931 г. прошли первые неофициальные соревнования. В 1933-м состоялся международный турнир. Выиграла в нем, разумеется, Франция.

Это послужило толчком для развития мотобола в европейских странах. К 1936 г. клубы существовали в Германии, Италии, Бельгии. А к 1955 г. мотобол распространился по всему земному шару.

В России первая игра в футбол на мотоциклах имела место в 1937 г. — студенты Института физкультуры г. Москвы выехали на поле на байках. В скором времени их примеру последовало множество команд по всей территории страны. Матчи стали проводиться на главных стадионах — в Лужниках и на Динамо, их показывали по телевидению.

Motobol v SSSR

Первый чемпионат СССР был организован в 1965 г. при участии пятнадцати команд из союзных республик. А через год отечественная команда по мотоболу «Домбай» выступила на международной арене, где к тому времени встречались лидеры Западной Европы. «Домбай» не ударил в грязь лицом, одержав две победы и один раз сыграв в ничью.

В 1967 г. советские мотоболисты впервые соревновались в чемпионате на Кубок Европы, где одержали чистую победу (1:0) над десятикратным чемпионом — французской командой «Камаре». С этого времени российские спортсмены прочно зарекомендовали себя профессионалами в мотоболе. На их счету не только многократные первенства в Кубке Европы, а с 1986 г. — титул чемпионов Европы.

Сегодня проводится три вида турниров по футболу на байках:
  1. Международные матчи между сборными.
  2. Клубные.
  3. Национальные.

Для всех уровней состязаний действуют единые правила. Их разрабатывает Европейский союз мотоспорта (ЕСМ).

Правила игры

К игре допускаются лица, достигшие 16 лет. Поле для матча имеет унифицированные параметры — 85 (110) х 45 (85) м. Разметка отличается от классической футбольной: нет круга в центре, а территория ворот обозначена полукругом. Трава на поле также отсутствует — покрытием выступает асфальт с песком, что дает мотоциклистам возможность маневрировать при ведении мяча и ударах по нему.

Мяч похож на футбольный, но превосходит его габаритами — длина окружности 119-126 см., а масса 900-1200 г. На игровой площадке всего 5 спортсменов – четверо мотоциклистов и вратарь. Еще имеется 6 запасных, 2 механика и тренер.

Судейство ведут 4 судьи: 2 полевых и 2 боковых.

Матч по мотоболу состоит из 4-х периодов продолжительностью 20 мин. каждый, между которыми имеются 10-минутные перерывы. После второго периода между командами происходит обмен сторонами площадки. Мотобол не предусматривает ничью: при равном счете на играх мирового уровня назначаются дополнительные периоды — два по 10 мин. На рядовых состязаниях победитель определяется серией из четырех пенальти.

Motobol 2

Очки начисляются по схеме:
  • 2 гола — победа одной из сторон.
  • По одному попаданию у обоих оппонентов – ничья.
  • Отсутствие попаданий у одного из соперников — проигрыш.

Мотоциклисты вправе двигаться по игровому полю в любом направлении, но в зоне вратаря (полукруг возле ворот) появляться запрещено. Даже на линию ее разметки наезжать нельзя. Центральную линию переезжать допускается, если при этом выполняется пас.

Вратарь не вправе покидать свою зону и владеть мячом в ней более 10 сек. Атаковать владеющего мячом игрока разрешается исключительно параллельно направлению его движения со стороны, где находится мяч.

Мотобол запрещает:
  • Блокировать противника, не владеющего мячом.
  • Отбирать мяч колесами байка.

А вот вести снаряд разрешено и колесами, и ногами — спортсмен и его «железный конь» признаются одной единицей.

Гол фиксируется, когда мяч целиком оказывается в воротах, в том числе, если попал туда в результате удара головой. А вот попадание от удара в пределах зоны вратаря не засчитывается. Победителем становится сторона с большим количеством попаданий по воротам соперника.

Motobol 3

За нарушения правил игроками предусмотрены наказания:
  • Свободный удар.
  • Штрафной удар — выполняется с одноименной линии, с разгона, защищающаяся сторона образует стену на расстоянии 9 м. от мяча.
  • Пенальти.
  • Устное предупреждение (не более одного).
  • Зеленая карточка — двухминутное удаление с поля.
  • Желтая карточка — удаление на 5 мин.
  • Красная карточка — удаление до окончания матча.
  • Дисквалификация на следующую игру.
Байки для игры в мотобол
Мотоциклы, на которых ездят мотоболисты, в целом аналогичны тем, что используются для мотокросса или туризма. Но имеются некоторые изменения в конструкции:
  • С левой стороны мотоцикла установлен второй рычаг заднего тормоза. Это обусловлено тем, что нога игрока занята мячом, и он не может воспользоваться обычным ножным тормозом. Иногда вспомогательную ручку для торможения монтируют прямо на руль.
  • На раму «железного коня» впереди монтируют «плуги», позволяющие вести мяч и предупреждающие закатывание снаряда под колеса.
  • В области переднего тормоза навешивается защита из металла — это уберегает элементы байка при столкновении игроков или при ударах мячом.

Mototsikly dlia motobola

Опасна ли игра

Те, кто ни разу не присутствовал на матче по мотоболу, уверены: это неуклюжее побоище с большим количеством столкновений, падений и серьезных увечий. В действительности мотобол менее травмоопасен, чем классический футбол, и представления о повышенной опасности игры слегка надуманы. На поле выезжают только профессионалы, умеющие и тормозить и падать.

Основы безопасности игроков заложены в самих правилах игры:
  • Ведение мяча осуществляется без отрыва от поверхности, при этом спортсмен прижимает его ногой к байку.
  • Атаковать противника с мячом допустимо лишь со стороны снаряда в направлении, параллельном его движению, спереди или сзади.
  • Запрещается бить по мотоциклу противника или ударять самого оппонента. Можно лишь выбить или вытолкнуть мяч, чтобы завладеть им.
  • Перекрывать байком движение спортсмену, ведущему мяч, недопустимо. Если при этом два мотоциклиста стоят рядом, они обязаны предоставить ведущему мяч коридор для проезда.
  • Наезжать на центральную линию можно только одновременно с пасом. Этот пункт правил обеспечивает дополнительную защиту вратаря, предупреждая выход к воротам нападающего на большой скорости. Как бы ни развивалась игра — вратарь должен уцелеть.

Нетрудно догадаться, почему мотобол настолько интересен и собирает полные трибуны зрителей и болельщиков. Искусство владения байком, большие скорости и азарт делают игру зрелищной и захватывающей, а матчи — непредсказуемыми. Футбол на мотоциклах выгодно отличает еще и то, что в нем не крутятся большие деньги — это лишь повышает интерес к этому спорту. У него есть все шансы в будущем получить статус олимпийской дисциплины.

Похожие темы: