Формула. Виды и особенности. Правила соревнований и безопасности

Формула. Виды и особенности. Правила соревнований и безопасности

Формула — одно из самых известных соревнований в автомобильном спорте. Представляет собой мировой чемпионат по кольцевым гонкам и проходит в несколько этапов, именуемых гран-при. В рамках чемпионата предусмотрены как командный, так и личный зачет. В первом случае экипаж получает Кубок конструкторов — высшую награду, а во втором пилоту присваивается титул Чемпиона мира.

Как появилась Формула

Произошло это в 1930-х гг., когда автомобильная промышленность стала бурно развиваться. И в Советском Союзе, и за рубежом проводилось большое количество соревнований. У нас это были, в основном, автопробеги, а в странах Европы — чемпионат Гран-при и Чемпионат мира авто конструкторов. В этот период были разработаны и первые правила автогонок. Но ввести их в действие не пришлось — началась Вторая мировая.

По новым правилам состязания прошли лишь в 1947 г., когда сформировалась Международная федерация автоспорта. Вот основные положения регламента:

  • К состязаниям не допускались спортсмены из Германии.
  • Участие в гонках принимали авто производства Италии с объемом двигателя 1,5 л. и Франции с объемом двигателя 4,5 л.

Технические характеристики транспортных средств, принятые в рамках нового свода правил, получили название «Формула-1». Аналогичным образом стали называть и саму гонку.

В 1948-50 гг. Формула расширилась: появились Формула-2 и 3. Подразделялись эти соревнования по своему статусу: Ф-1 стала мировым чемпионатом, Ф-2 — континентальным, а Ф-3 — национальным. Соответственно, различались и классы автомобилей-участников для каждой из Формул.

Однако на практике Ф-1 так и не стала чемпионатом мира ФИА, поскольку ее машины принимали участие и в других соревнованиях. Эта ситуация разрешилась только в 1980 г., когда был составлен Договор согласия. Этот документ устанавливал, что автогонки Формулы–1 отныне будут проходить только в рамках мирового чемпионата. Это позволило ФИА получить права на распоряжение средствами от проведения состязаний.

Золотым веком в эпохе автогонок считается 1980-2000 гг. Машины массово оснащались турбодвигателями мощностью более 1300 л.с., а также электроникой и компьютерной техникой разного вида. Однако и то, и другое со временем было запрещено. Турбомоторы в разы увеличили опасность машин на трассе: нередко гонки сопровождались авариями и летальными исходами и среди пилотов, и даже среди болельщиков. А компьютерные системы слишком облегчали работу водителей.

С 1984 г. наметились главные лидеры Формулы: команды Ferrari, Williams, McLaren и Benetton (ныне Renault). Им принадлежали все призовые места в мировых чемпионатах как в личном, так и в командном зачетах.

ФИА часто видоизменяла и дополняла правила гонок, чтобы сохранить их остроту и в то же время обеспечить безопасность. Это вызывало недовольство команд и конфликты с ФИА, продолжавшиеся вплоть до 2010 г., когда наконец-то стороны пришли к соглашению.

Сегодня Формула признается престижнейшей гонкой в мире. Ее нередко называют вершиной автомобильного спорта. На трассу выходят только самые совершенные авто, а наблюдать за состязаниями приходят тысячи зрителей.

Правила гонки
Формула 1 проводится в 3 этапа:
  1. Свободные заезды. Необходимы для того, чтобы пилоты ознакомились с трассой и подготовились к последующим этапам.
  2. Квалификация. Используется для того, чтобы распределить стартовые позиции. В заездах принимают участие все пилоты. Те, кто занял 7 последних мест, снимаются с соревнований, а лучшие получают 10 первых мест на старте.
  3. Гонка. Финал соревнований, самый важный этап, на котором определяется победитель. Перед заездами пилоты выполняют разогревочный круг, а затем выстраиваются на старте в порядке, определенном в ходе квалификационных заездов, с заведенными двигателями. Протяженность дистанции составляет 300 км (50-70 кругов), на ее преодоление предоставляется не более 2 ч. В процессе гонки не разрешается доливать в бак топливо, а вот менять резину и поврежденные детали можно. Для этого на трассе оборудуются специальные пит-лейны — ответвления трассы с боксами.

Победу в гонке одерживает пилот, пришедший к финишу первым. Ему начисляется определенное количество очков, которое прибавляется к сумме баллов, полученных на других гонках Формулы. Всего призовых мест в чемпионате 3. В честь победителя звучит гимн страны, к которой принадлежит клуб, выставивший пилота на состязания.

В рамках одного чемпионата команда вправе выставлять до 4 гонщиков, каждый из которых обязательно должен иметь супер лицензию ФИА.

Болиды

Formula 2

Свое название гоночные автомобили получили в 1980-х гг. Технические требования, предъявляемые к ним, установлены правилами и должны строго соблюдаться.

От каждой команды на старт выходят 2 болида, прошедшие краш-тест, и 2 пилота. Краш-тест представляет собой испытание на ударопрочность. Автомобиль с манекеном в кабине разгоняют внешним мотором и искусственно создают аварийную ситуацию (например, столкновение с бетонной стеной). За каждое повреждение манекена с машины снимаются баллы, число оставшихся определяет безопасность болида и возможность участия в гонке.

Современный гоночный болид изготавливается из углепластика. Его высота — до 95 см, ширина — до 180 см, а вес вместе с пилотом — от 600 кг. Он оснащается 2 парами колес диаметром до 66 см, выходящими за пределы корпуса, и передним приводом. Управление машиной происходит при помощи руля, педалей газа и тормоза.

Бак для топлива должен быть пожаробезопасным. Поэтому материалом изготовления выступает резина, а внутри устанавливаются специальные ячейки. Бак располагается между двигателем и пилотом.

К участию в соревнованиях допускаются болиды с двигателями на 8 и 10 цилиндров, имеющими объем 2,4-3 л. и мощность до 770 л.с., без турбонаддува.

Подвеска авто должна быть пружинящей, а сиденье пилота выниматься вместе с пилотом. Болиды, представленные от одной команды, должны быть оформлены одинаково.

Шины для болидов выпускает только одна компания — Pirelli. Такой подход снижает затраты на производство и тестирование. В течение одной гонки, которая длится 3 дня, каждый пилот может использовать до 11 комплектов покрышек для сухого покрытия, 3 — для дождя и 4 — промежуточных.

Спецификация шин обозначается надписями следующих цветов:
  • Красный – мягкие.
  • Белый — средней жесткости.
  • Оранжевый — жесткие.

Каждый участник обязан применить на соревновании и жесткие, и мягкие покрышки. А цветные надписи позволяют контролировать соблюдение этого правила.

Formula 3

Правила безопасности

Были пересмотрены в 1994 г, причиной этому послужил трагический случай — смерть одного из участников на трассе. С того времени Формула оснащается специальными противоаварийными системами. Болиды оснащаются дугами безопасности позади кабины пилота, а боковины корпуса приподнимаются. Предусмотрена специальная система для защиты шейного отдела и головы гонщика, а одежда и обувь выполняется только из негорючих материалов. Во время гонки пилот обязательно пристегивается ремнями безопасности, конструкция которых позволяет снять их и покинуть авто в течение 5 сек.

При возникновении ситуации, ставящей в опасность жизнь и здоровье участников гонки, болельщиков и иных лиц, гонка останавливается. При этом включается красный свет на светофоре и выставляются красные флаги. Гонщики выстраиваются в том же порядке, что и на старте, а те, кто не смог подъехать к красному флагу из-за дорожной ситуации, после возобновления гонки начинают движение с места остановки.

Если гонка остановлена и происходит расчистка трассы, участники должны следовать указаниям маршалов — представителей организаторов соревнований. Как только опасность устранена, соревнование возобновляется. При остановке гонки на первых двух кругах, старт считается недействительным. Если на момент остановки участниками было проделано более 75% маршрута, объявляется окончание гонки. Результаты участников при этом определяют по местонахождению авто на момент остановки.

Если приостановить гонку не представляется возможным, на трассу выезжает машина безопасности — пейс-кар. При этом участники сбрасывают скорость и выстраиваются за этой машиной, поддерживая дистанцию. Обгонять пейс-кар и другие болиды запрещается, если на это не было прямого распоряжения. Можно обгонять автомобили, находящиеся в пит-лейне.

Когда безопасность на дороге восстановлена, включается зеленый свет светофора и выставляются флаги зеленого цвета, сигнализирующие о возобновлении состязания. Пейс-кар при этом гасит оранжевые сигналы и уходит с дистанции в конце круга. Гонщики, которые на момент возобновления гонки оказались между лидером и пейс-каром, имеют право обогнать машину безопасности.

Следует отметить, что Формула-1 не является самой скоростной — правила жестко ограничивают скорость болидов в целях повышения безопасности. Поэтому конструкторы год за годом трудятся над усовершенствованием конструкций авто, улучшая аэродинамику и тормозные системы для достижения превосходства на трассе.

Как стать пилотом Формулы

Formula 4

Установлено, что в процессе гонки пульс водителя болида составляет 180 уд/мин, а на квалификационном заезде достигает 230. Это огромные нагрузки, которые не под силу обычному, неподготовленному человеку. Движение и маневрирование на высокой скорости, максимальная концентрация, умение моментально оценивать изменяющуюся дорожную ситуацию — вот основные навыки пилота Формулы-1.

Как правило, путь гонщика начинается на картодроме. Это самая первая, наиболее безопасная Формула. Здесь юные спортсмены учатся управлять гоночным автомобилем и пробуют свои силы на треке. Те, кто занимается картингом профессионально, со временем выходят на национальные, а затем на международные чемпионаты, где участвуют машины с одинаковыми техническими характеристиками и одержать первенство можно только за счет собственного мастерства. Победа в национальных и континентальных заездах и есть путь к участию в королевской гонке — Формуле-1.

Похожие темы: