Дельтапланеризм. Оборудование и экипировка. Правда и вымысел

Дельтапланеризм. Оборудование и экипировка. Правда и вымысел

Великий Леонардо да Винчи сказал: «Единожды испытав полет, глаза людские навечно устремляются к небу». И такой полет, свободный и величественный, подарил человеку дельтаплан. За то время, что прошло с появления первого дельтаплана до наших дней, дельтапланеризм стал видом спорта. По нему организуются соревнования, устанавливаются рекорды. Клубы и школы дельтапланеристов открыты во всех уголках земного шара — и в Крыму, и на Гавайских островах, и даже на Эльбрусе.

Немного истории

Как вид спорта дельтапланеризм утвердился в 1974 году. Но появился он на 34 года раньше. В 1940 г. американец Френсис Рогалло смастерил воздушного змея для своих детей и, наблюдая за ним в воздухе, загорелся идеей разработать летательный аппарат по тому же принципу. Его разработки увенчались успехом, и в 1951 г конструктору выдали патент на созданный им «змей Рогалло». А в 1957 г змей принял участие в конкурсе НАСА, искавшего агрегат для спуска на землю космических аппаратов. Поначалу изобретение было признано лучшим, ему дали название «крыло Рогалло», но по итогам испытаний от его применения отказались. Зато в конце 60-х гг. «крыло Рогалло» привлекло внимание спортсменов, которые после некоторой модернизации конструкции стали использовать его для полетов.

Считается, что первые полеты на дельтаплане проводились в США и лишь потом в других странах мира, но это неверно. Первыми освоили новый планер австралийцы, приспособив уменьшенную копию «крыла Рогалло» — водного змея — для следования за катером на буксире. Они же добавили в его конструкцию некоторые новые приспособления: треугольную рукоять управления и сиденье.

Полеты на дельтаплане в СССР имели место еще в 1967 году, одновременно велись разработки по оснащению этого устройства мотором. А полеты при помощи «крыла Рогалло» в Штатах стали проводиться только в 1969 г. Но зато именно американец Дейв Килборн выдал идею стартовать с разбега, что по сей день считается главной спецификой дельтапланеризма.

Дельтапланеризм — правда и вымысел

Deltaplanerizm 2

Бытует множество разных суждений о полете на дельтаплане:
  • «Чтобы выполнить взлет, дельтапланеристу нужно спрыгнуть с высокой горы».Такой способ в самом деле возможен, но прибегают к нему крайне редко. Обычно его применяют альпинисты, чтобы побыстрее спуститься с горного пика. Спортсмены-дельтапланеристы стартуют «с ног» — просто бегут с дельтапланом вниз по склону и, набрав достаточную скорость, отрываются от земли. Набрать необходимую скорость можно с помощью буксировщика — моторного летательного аппарата или даже лебедки.
  • «Дельтаплан не способен лететь без ветра».Это не совсем так. Даже в тихую погоду дельтаплан, осуществивший старт со 100-метровой высоты, может покрыть расстояние в 0,6-1,5 км. Но для того, чтобы долго парить и проделывать большой путь, ему необходимы восходящие от земли воздушные потоки.
  • «Пилот при полете находится только в горизонтальном положении»Да, все подвесные системы дельтаплана сконструированы таким образом, чтобы тело спортсмена располагалось горизонтально. Это позволяет ему в течение долгого времени не испытывать дискомфорта. Но возникают ситуации, когда спортсмен принимает вертикальное положение. Это не так удобно, но тем не конструкция подвесных систем это допускает.
  • «Пилоты дельтапланов при аварийной ситуации должны отцепиться от аппарата и приземлиться на парашюте». Дельтапланы действительно оснащены парашютной системой спасения пилотов. Запасной купол располагается в подвесной системе в ранце. Но производить полную отцепку от дельтаплана при этом необходимости нет — система спасения должна уберегать не только пилота, но и дельтаплан. Главное — своевременно высвободить парашют, чтобы в момент раскрытия его стропы не зацепились за элементы летательного аппарата.
  • «Дельтапланеризм — дневной вид спорта». По большей части, да. Но обучение полетам проводят утром и вечером, когда метеорологические условия более устойчивы. Днем же ветер и термические потоки нарастают, и в это время летают опытные спортсмены. Однако бывалые пилоты летают порой и ночью — как правило, на показательных выступлениях после состязаний.

  • «На турнирах пилоты устанавливают рекорды скорости и длительности полета». Сейчас состязания на длительность нахождения дельтаплана в воздухе уже не проводятся. А вот скоростные рекорды устанавливаются, но не в любом месте, подходящем для полета, а при прохождении определенных стандартных дистанций. Есть и такие состязания, где пилоты стараются подняться максимально высоко. При этом они надевают кислородные маски, и оснащаются устройствами, регистрирующими их результаты. Самым популярный вид состязания — по дальности полетов.
  • «Болезни и инвалидность могут помешать освоить дельтапланеризм». В самом деле, сердечно-сосудистые заболевания, сколиоз, плохое зрение и инвалидность выступают прямыми противопоказаниями для данного спорта. Но есть исключения. Так, люди с близорукостью или дальнозоркостью могут надевать линзы. Физические увечья тоже порой отступают перед стремлением парить — порой люди, у которых отсутствуют обе нижние конечности, с успехом делают это. Правда, для старта и приземления им требуется подмога.
  • «Научиться полетам можно самостоятельно». Этого уж точно делать не желательно. Дельтаплан развивает большую скорость и требует умелого и точного управления. Последствием оплошности может стать увечье и даже смерть. Поэтому осваивать искусство пилотирования требуется под присмотром квалифицированного тренера, и лишь по истечении несколько месяцев обучения можно выполнить первые самостоятельные полеты.
  • «Во время скоростного пикирования дельтаплан может потерять управление». Первые летательные аппараты в самом деле имели такую отрицательную особенность, но модернизации конструкции устранили эту проблему.
  • «Для полетов дельтапланов правила не устанавливаются». Это неверное мнение — в небе, как и на земле, есть правила движения. В частности, обгонять других пилотов положено справа. При следовании группой, дельтапланеристы движутся не цепочкой, а в виде веера — так проще следить за воздушными потоками. И подобно автомобилистам, опытные пилоты присматривают за маневрами вновь прибывших и уступают им дорогу.

Оборудование и экипировка

Для того, чтобы освоить дельтапланеризм и осуществить мечту о свободном полете, понадобится:
  • Дельтаплан
  • Подвесная система
  • Запасной парашют
  • Средства защиты (прежде всего шлем)
  • Приборы (вариометр, GPS навигатор)
  • Одежда, обувь и перчатки
Дельтаплан

Deltaplan

Дельтапланов выпускается множество: для обучения, для полетов ради удовольствия, для гонок и состязаний.

Учебный дельтаплан легкий, его просто контролировать. Он не отличается скоростью и может самостоятельно «исправлять» некоторые ошибки новичка, возвращаясь в нужный режим пилотирования.

Клубный дельтаплан для полетов «по желанию» имеет высокие летные характеристики и требует наличия определенного опыта в управлении. Он удобен в полете и при транспортировке, а также достаточно безопасен.

Спортивный дельтаплан характеризуется наибольшей аэродинамикой и скоростью. Это серьезный аппарат, для пилотирования которого нужно мастерство. До самостоятельного полета на спортивном аппарате придется долго и старательно учиться.

Очень часто в голову человеку, желающему освоить дельтаплан, приходит мысль собрать его своими руками. На первый взгляд, это не сложно, да и в интернете полным-полно всяческих схем и инструкций. Но прежде необходимо всерьез задуматься о том, хорошо ли вы знакомы с аэродинамикой и другими важными особенностями конструирования. Дельтапланеризм – довольно молодой спорт, но уже унес жизни не одного талантливого «первооткрывателя». Поэтому в целях собственной безопасности луче использовать аппараты, прошедшие международную сертификацию и установленную проверку.

Подвесная система

Deltaplanerizm podvesnaia sistema

Предназначена для размещения пилота под дельтапланом. Именно она удерживает его и создает безопасность при полете, а значит, к выбору подвески нужно подходить серьезно. Так же, как и дельтапланы, они подразделяются на учебные, клубные и спортивные. Учебные подвески легкие, удобные и недорогие. Клубные более вместительны и комфорты при долгих полетах. А спортивные имеют хорошую аэродинамику и систему изменения положения пилота. Существуют еще гоночные подвески, предназначенные для уменьшения сопротивления воздуха при скоростном полете.

Запасной парашют

Zapasnoi parashiut

Он имеется в оснащении любого летательного аппарата. Минимальная высота для выброса запасного купола – 50 м, и все спортсмены, которые летают выше 50 м, обязаны его иметь. Выбор запасного парашюта осуществляется с учетом веса пилота — чем он тяжелее, тем больше площадь купола.

Шлем

SHlem

У опытных дельтапланеристов уже выработана привычка: прежде надеть шлем, а потом подходить к дельтаплану. Неудачные посадки случаются не редко, особенно при обучении. Шлем при этом уберегает самую важную часть тела пилота — его голову.

Приборы

Deltaplanerizm pribory

При обучении они могут и не пригодиться. Но для парения в восходящих потоках необходим вариометр — индикатор высоты. При нахождении в потоке и наборе высоты он издает звуковой сигнал и показывает на мониторчике скорость, с которой дельтаплан поднимается вверх. При потере высоты он своеобразно гудит.

GPS навигатор точно определит местоположение, что особенно важно при полете по определенному маршруту и при посадке. К тому же GPS необходим на соревнованиях — он фиксирует маршрут, который позже анализируют судьи.

Что касается одежды и обуви, установленных требований к ней не существует. Поэтому приобрести и то, и другое можно в супермаркете спортивных товаров.

И еще кое-что важное. Помышляя о том, как бы освоить дельтапланеризм, нет нужды сразу покупать собственный летательный аппарат. В школах и клубах предоставляются аппараты на период учебы. И только пройдя полный курс, стоит задуматься о личной технике. Выбирая дебютный дельтаплан, не нужно гнаться за «крутыми» видами. Здесь не стоит следовать пословице, гласящей, что мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Да, возможно, потом его захочется поменять на новый, но начать лучше с малого.

Похожие темы: