Планер. Виды и устройство. Как работать и применять. Особенности

Планер. Виды и устройство. Как работать и применять. Особенности

Планер — это устройство без двигателя, которое удерживается на весу за счет подъемной силы восходящих воздушных масс. Именно на таких аппаратах человек впервые поднялся в небо. Тогда у них не было ни кабины, ни шасси. На аппаратах братьев Райт пилот лежал на платформе, а на аппарате О. Лилиенталя — держался на руках и осуществлял управление движениями корпуса. Впоследствии планеры были оснащены элементами регулировки и управления. Пилот находился в открытом кресле. Кабина со стеклом и приборная панель появились в парителях намного позже.

Устройство планера

Planer ustroistvo

Крылья

Крыло выступает главной деталью, поскольку обеспечивает ту самую подъемную силу, удерживающую аппарат в воздухе. Конструкция его проста: две идентичные половинки прикрепляются к фюзеляжу за корневую часть лонжерона. Лонжерон — это массивная деталь в виде коробки, его функция — работа на изгиб и кручение.

Помимо лонжерона, конструкцию крыла составляют:
  • Подкос для крепления крыла к фюзеляжу.
  • Нервюры — поперечные детали, придающие форму и жесткость (всего их 17).
  • Стрингеры — продольные элементы для соединения между собой нервюр.
  • Элероны — аэродинамические детали управления, симметрично расположенные на задней кромке крыла. В планерах они не врезаются, а подвешиваются на шарнирах. Один шарнир монтируется на фюзеляже, а два — на нервюрах.

Крылья изготавливаются из авиационной фанеры либо из металла и обтягиваются тканым материалом и лакируются.

Фюзеляж и оперение

Это корпус летательного аппарата, объединяющий все его составные элементы. Обычно он имеет вид плоской силовой фермы, к которой прикреплена гондола. Гондола — это обтекаемая коробка с каркасом. В ней помещается кресло летчика, а в нижней части имеется крюк для буксировки.

Оперение необходимо планеру для уравновешивания сил, воздействующих на него во время движения, а также для управления. Оно подразделяется на горизонтальное — стабилизатор и руль высоты и вертикальное — киль и руль направления.

Стабилизатор и киль прочно зафиксированы. Они обеспечивают аппарату равновесие и возвращают его в прежнее положение. Руль высоты, руль направления и элероны отвечают за изменение линии движения.

Шасси и система торможения

Конструкции приспособлений для посадки многообразны. Одни планеры оснащены классическим шасси из двух колес. Другие имеют всего одно колесо, расположенное около центра тяжести под фюзеляжем.

Остановка аппарата после посадки осуществляется за счет тормозного механизма на шасси. После прекращения движения планер опирается крылом на землю. Для этого на окончаниях крыльев предусмотрены специальные окантовки.

На некоторых планерах устанавливаются посадочные щитки, но чаще используются интерцепторы. Интерцептор — это своеобразный воздушный тормоз. Он устанавливается на сужающейся части крыла и добавляет темпа при снижении, а также обеспечивает резкий сброс высоты.

Центральное колесо может почти полностью убираться. Существуют так называемые рекордные планеры. Их оборудуют посадочной лыжей. Взлет таких аппаратов происходит с помощью специальной сбрасываемой тележки.

Система управления

Управление летательным аппаратом осуществляет пилот. Ручное управление состоит из ручки, связанной с элеронами и рулем высоты, а ножное — из педалей, контролирующих руль направления.

Planer upravlenie

Управление производится следующим образом:
  • Ручка закреплена шарнирами на кронштейне трубы, ее можно двигать. От трубы посредством рычагов и тяг ход от ручки подается на элероны, а за счет качалок и тросов — на руль высоты.
  • Наклон ручки к себе — руль высоты и нос планера устремляются вверх, а хвост планера — вниз, и парильщик набирает высоту.
  • Отвод ручки от себя — руль опускается и планер идет на снижение.
  • Поворот ручки влево — левый элерон поднимается, и аппарат дает крен влево. Аналогично можно накренить его вправо. Если аппарат накренился сам, при помощи элеронов можно выровнять его положение.
  • Педали установлены на вертикальной оси и сообщаются тросом с рулем направления. При нажатии правой педали руль направления и нос планера направляются вправо, а при нажатии левой — соответственно, влево.
Приборы

Обычно планер имеет те же приборы, что и обычный самолет:

  • Высотометр.
  • Указатель скорости.
  • Указатель поворота.
  • Компас.
  • Система радиосвязи.

Имеются и специальные приборы, устанавливаемые исключительно на планеры. Это, например, вариометр — регистратор вертикальной скорости с большой чувствительностью и барограф — фиксатор высоты полета. На парильщик могут устанавливаться анализаторы температур. Используя их данные, пилоту легче определять восходящие массы теплого воздуха и использовать их для набора высоты.

Высотные парители оснащены устройствами подачи кислорода для дыхания, а военные — инструментами для буксировки при затрудненной видимости.

Взлет и полет планера

По суше планер перемещают на специальном трейлере.

Взлет аппарата:
  • На плоской поверхности апарат буксируют автомобилем или тянущей лебедкой. При этом аппарат быстро набирает высоту 150 — 600 м. Затем пилот открепляет буксировочный трос.
  • Сегодня парильщики чаще запускают с помощью легкого одномоторного самолета. Так можно перемещать один или несколько аппаратов (например, для выставочной демонстрации). Буксировка производится посредством пеньковых или нейлоновых канатов, тросов из стали длиной 50–150 м. Пилот буксируемого транспортного средства направляет аппарат чуть выше или ниже буксирующего, чтобы не оказаться в зоне турбулентности и поддерживать трос в натянутом состоянии, а на поворотах повторяет маневры буксировщика. При необходимости он отсоединяется и дальше движется сам.
  • Планеры на поплавках или с фюзеляжем-лодкой поднимаются с водной глади посредством буксировки катером.

Планеры могут планировать (скользить) и парить.

Планирование — это полет со снижением. Раньше всего человек освоил планирование с горного пика в долину.

Парение – это нахождение аппарата в воздухе под воздействием подъемной силы. Оно выступает уже своего рода искусством сохранять и набирать высоту при отсутствие двигателя, используя только силу восходящих потоков воздуха. Для применения ветра есть целый ряд способов.

Полет на планере над пересеченным рельефом считается самым сложным, поскольку пилот работает со всеми воздушными движениями, которые встречает на своем пути. Иногда от может парить, двигаясь вперед-назад до тех пор, пока не попадет в поток воздуха, позволяющий набрать нужную высоту. А порой, когда внеплановое приземление уже кажется неминуемым из-за потери высоты, очередной воздушный поток перехватывает планер у земли и поднимает его ввысь. Парение подобного рода производится за счет искусства пилотирования и хорошего знания метеорологических явлений.

Виды планеров

Чаще всего парильщик рассчитан на одного пилота. Двухместные устройства применяют для обучения и передвижения по аэродрому. Пилот и его сопровождающий усаживаются рядышком или один за другим.

Существуют также устройства на трех и даже четырех пассажиров. А в военное время разрабатывались и эксплуатировались многоместные аппараты, доставлявшие во вражеское расположение более десятка солдат с оружием и боеприпасами.

Беспилотный планер

Такие аппараты с успехом применялись в годы Второй мировой войны. Их в качестве планирующих бомб сбрасывали с самолетов для поражения целей на море и суше. Для наведения на объекты применялись программы-автопилоты.

В качестве беспилотных создавались экспериментальные устройства, предназначенные для изучения летно-технических параметров, уровня аварийности, что важно при испытаниях нетрадиционных конструкций, при нестандартной скорости или высоте.

Моторные планеры

Иногда планер оснащают маленьким вспомогательным двигателем для самостоятельного взлета и пересечения неблагоприятных зон. Также может запускаться при аварии. Поднявшись в воздух, двигатель выключают, он может даже убираться внутрь фюзеляжа. Двигатель запускают и на оставшемся отрезке пути, чтобы поскорее добраться до места посадки. Планерные моторы экономичны в плане топлива. Обычно они винтовые, хотя в качестве эксперимента устанавливались даже ракетные.

Planer 2

Дельтапланы

Дельтапланы стали весьма популярны. Они обладают маленькой массой, напоминают бумажного змея, и на них человек способен взлетать и приземляться самостоятельно, без применения вспомогательных устройств. На нем можно достигнуть высоты более 3,5 км. Пилот дельтаплана висит на ремнях и управляет полетом за счет движений корпуса, как самые первые летчики.

Похожие темы: