Дельтаплан. Виды и устройство. Как латают и особенности

Дельтаплан. Виды и устройство. Как латают и особенности

Человека всегда манило небо. В покорении воздушной стихии ему помогали аэростаты, планеры, самолеты… Но ни с чем не сравнимое ощущение полета смог дать только дельтаплан.

Освоить его намного проще, чем любой другой летательный аппарат. И ограничений для пилота меньше всего: по возрасту (старше 16 лет) и по весу (70-90 кг). Хотя есть виды дельтапланов, которые выдерживают массу до 115 кг. В дельтапланерном клубе любому смогут подобрать подходящий аппарат.

Исторические факты

  • Название «дельтаплан» аппарат получил из-за сходства его крыла с греческой буквой Дельта.
  • Разработки предшественника дельтаплана — балансирного планера — принадлежат немецкому ученому Отто Лилиенталю.
  • Крыло из ткани на каркасе из металлических труб было создано американцем Френсисом Рогалло и получило название по его имени: «крыло Рогалло». Первоначальной идеей его применения был спуск космических аппаратов. Но в итоге аппарат на основе этого крыла стал использоваться для полетов.
  • В Советском Союзе полеты на дельтапланах стали проводиться с 1972 г, а в 1976 г в пос. Славское Львовской области, на горе Тростян состоялся первый всесоюзный слет дельтапланеристов.
  • Рекорд по дальности полета (700,6 км) принадлежит австрийцу Манфреду Румеру и зафиксирован 17 июля 2001 г.
  • Мировой рекорд на дальность (408 км) среди женщин принадлежит российской спортсменке Александре Серебренниковой.

Как летает дельтаплан

Deltaplan 2

Дельтаплан — это летательный аппарат без двигателя, который состоит из металлического каркаса и крыла из плотной ткани. Но и при отсутствии мотора широкие крылья могут преодолевать большие дистанции. Для того, чтобы взлететь и долго парить в воздухе, нужно понять, какова аэродинамика дельтаплана и как им управлять.

Летательный аппарат удерживается в воздухе за счет подъемной силы, которая возникает в результате его движения. В моторных устройствах источником этой силы выступает двигатель. Но что же движет безмоторным аппаратом? Не что иное, как сила тяжести. А подъемная сила возникает в результате взаимодействия крыла с воздушным потоком.

Из этого следует, что дельтаплан живет скоростью. Если она будет недостаточна, то крыло не сможет преодолеть сопротивление воздуха, и генерируемая им подъемная сила окажется неспособна удерживать устройство вместе с пилотом. Как следствие, произойдет падение.

Для взлета нужно разогнать аппарат до скорости, немного превышающей минимальную полетную. Затем произвести управляющее движение на отрыв от земли.

Развить скорость, необходимую для взлета и дальнейшего движения, можно:
  • Разбежаться со склона.
  • Прыгнуть с возвышенности.
  • Использовать двигатель на земле.
  • С поверхности воды посредством водных лыж или катера.

В полете тоже приходится постоянно контролировать скорость, чтобы она не становилась меньше минимальной полетной. В общих словах, это все, хотя нюансов достаточно.

Конструкции современных аппаратов достаточно устойчивы и могут самостоятельно восстанавливать нормальный режим полета. Но при этом всегда происходит потеря высоты, а чем выше, тем безопаснее. Поэтому пилот дельтаплана должен быть очень внимательным и не допускать грубых ошибок, особенно на маленькой высоте.

Управление аппаратом пилот осуществляет за счет перемещения тела относительно точки подвески. Посадка производится на ноги.

Устройство дельтаплана

В конструкцию аппарата входит две основные составляющие: каркас и крыло.

Ustroistvo deltaplana

Каркас

Каркас дельтаплана состоит из:

  • Боковых труб.
  • Поперечной и килевой балки.
  • Мачты (у безмачтовых дельтапланов отсутствует).
  • Трапеции.
  • Тросов.
  • Лат.
Боковые трубы

Их всего две — соответственно, левая и правая. Они образуют переднюю кромку крыла. Каждая труба состоит из отдельных частей, соединяющихся друг с другом бужами — коротенькими трубочками маленького размера. Левая и правая боковые трубы сходятся на носу аппарата, причем соединение их подвижное.

Для изготовления труб применяется специальный сплав дюраля и титана.

Поперечная балка

Служит для того, чтобы предотвратить складывание боковых труб и соединяется с ними пластинками и болтами. Тоже имеет левую и правую части, которые сходятся в центральном узле. Их соединение может быть подвижным (плавающая поперечная балка) или неподвижным (фиксированная балка).

Килевая балка

Соединяет все детали каркаса. На ней посредством троса фиксируется плавающая поперечная балка, что не позволяет последней сложиться.

Мачта

Монтируется на килевую балку, а уже к ней прикрепляются верхние тросы. Сечение мачты (круглое или в виде капли) уменьшает сопротивление воздуха.

Трапеция

Это треугольная деталь, боковые стороны которой называются стойками, а основание — ручкой управления. Обычно она прямая, но может быть изогнута, как велосипедный руль (спидбар). Стойки производятся из алюминия или пластика.

Троса

Дельтаплан оснащается тросами двух типов: верхними и нижними, которые также подразделяются на продольные и поперечные. Троса необходимы для того, чтобы аппарат обладал необходимой жесткостью: они фиксируют детали конструкции, ограничивают или полностью блокируют их движение.

Латы

Так называют тонкие изогнутые трубочки, используемые для формирования профиля крыла. Латы вставляются в специальные карманы на обшивке.

Крыло

Это обшивка, которая надевается на каркас. Другое название — парус. Для изготовления применяют полиэфирную материю, самыми распространенными видами которой являются дакрон или лавсан. Оболочек паруса может быть одна или две, с одинарной или двойной обшивкой соответственно.

Виды дельтапланов

Несмотря на то, что полет на дельтаплане доступен любому желающему, уровень подготовки обязательно должен быть учтен. Ведь есть те, кто уже долго и всерьез занимается данным видом спорта, а есть новички, делающие первые попытки. Поэтому существует несколько видов аппаратов, одни из которых предназначены для начинающих, а другие — для профессионалов.

Учебные

Они обладают маленьким весом, несложной конструкцией, достаточной маневренностью и небольшой скоростью. Управлять ими легко: сложные механизмы отсутствуют, дельтаплан хорошо реагирует на движения пилота.

Deltaplan uchebnyi

В связи с небольшой массой самого аппарата к весу пассажира тоже устанавливаются ограничения — не более 70-90 кг.

Учебный спидбар предназначен для начинающих спортсменов, которые прошли курс теории и сделали несколько полетов вместе с тренером.

Тандемные

Предназначены для обучения, а также прогулочных и ознакомительных полетов. Они удобны и не развивают большой скорости. Рассчитаны на двух человек: инструктора и пассажира. Все необходимые действия по управлению аппаратом выполняет специалист или же подсказывает, как правильно набрать высоту и выполнить посадку без приключений. Подобный полет как никакой другой позволяет насладиться пейзажем и чувством высоты.

tandemnyi

Полеты на тандемном дельтаплане обязательны перед тем, как приступить к освоению учебного. На этом аппарате ошибки в пилотировании редко приводят к неприятным последствиям.

Переходные

Такой аппарат выступает наиболее востребованным. Но для выполнения полетов на нем необходимы определенные знания и навыки. Он приближен к учебному по своим характеристикам, но скорость значительно больше. Да и вес его не мал, что усложняет управление аппаратом. Как следствие, увеличивается и оснащение.

Deltaplan perekhodnyi

Переходный дельтаплан способен поднять в воздух значительный вес — только масса пилота может достигать 115 кг. Он позволяет перейти с учебных полетов к профессиональным. Хотя, если не стремиться к спортивным рекордам, а летать лишь ради собственного удовольствия, то вполне можно довольствоваться этим аппаратом на постоянной основе.

Спортивные

Отличаются самой сложной конструкцией среди всех дельтапланов. Их цель — не комфорт полета, а высокая скорость, которая обеспечивается за счет вспомогательных приспособлений на крыльях. Техника управления таким аппаратом весьма сложна и под силу только опытным спортсменам. Для начинающих спортивный дельтаплан может оказаться попросту опасным.

Deltaplan sportivnyi

При желании научиться профессиональному одиночному полету понадобится высококвалифицированный инструктор, который поможет разобраться во всех нюансах. Минимальная подготовка к первому самостоятельному полету занимает не менее шести месяцев. Делать первые попытки рекомендуется зимой, поскольку снег при необходимости смягчит неудачную посадку.

Похожие темы: